В Думу внесен проект о предоставлении маткапитала отцу, воспользовавшемуся суррогатным материнством

В проекте указывается, что отец сможет получить господдержку, если после рождения детей вступит в брак с женщиной, которая их усыновит

В Думу внесен проект о предоставлении маткапитала отцу, воспользовавшемуся суррогатным материнством

Один из экспертов посчитал, что законопроект подвергает дискриминации российских детей по признаку пола и супружеского статуса их родителей в зависимости от того, в какой семье они появились на свет. Вторая указала, что дети, рожденные по программе суррогатного материнства, не должны быть ущемлены в правах перед детьми, рожденными обычным способом.

В Госдуму внесен законопроект № 28410-8, которым предлагается распространить дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, на отцов, которые воспользовались услугами суррогатной матери, а затем женились. Предусматривается, что меры будут распространяться на такого отца, если супруга усыновила его детей. Документ разработан во исполнение Постановления КС № 30-П/2021.

Ранее Конституционный Суд обратил внимание, что законодатель не учел, что в семьях с детьми, рожденными с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, – если изначально в качестве единственного родителя был признан генетический отец, а в последующем, после вступления его в брак, эти дети были усыновлены его супругой, – право на получение маткапитала в связи с рождением ребенка в силу объективных причин не может возникнуть у женщины-матери и быть ею реализовано. У женщины же, которая усыновила указанных детей, приходящихся ей пасынками или падчерицами, в силу ч. 2 ст. 3 Закона о дополнительных мерах господдержки данное право также не возникает. Однако такие семьи выполняют функцию заботы о детях и их воспитания. В то же время правовое положение членов этих семей в части получения маткапитала не определено законодателем, в силу чего они поставлены в худшие условия по сравнению с семьями, в которых родители детей (в том числе рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий) или их усыновители приобрели право на дополнительную господдержку в форме маткапитала. Тем самым такие семьи без достаточных к тому оснований лишаются соответствующей государственной поддержки, что не согласуется с Конституцией.

Законопроектом предлагается распространить право на дополнительные меры государственной поддержки на мужчину, являющегося единственным родителем детей, рожденных для него начиная с 1 января 2007 г., а также первого ребенка, рожденного для него начиная с 1 января 2020 г. суррогатной матерью, вступившего в брак и воспитывающего детей совместно с усыновившей их супругой. Кроме того, предусматривается переход права на дополнительные меры господдержки к супруге в случае смерти мужчины, объявления его умершим, лишения родительских прав, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или их ограничение.

Если же один из перечисленных критериев относится к женщине, которая стала супругой отца таких детей, то право на господдержку переходит к его детям.

В комментарии «АГ» эксперт в области репродуктивного права, генеральный директор компании «Росюрконсалтинг» Константин Свитнев посчитал, что законопроект Минтруда подвергает дискриминации российских детей по признаку пола и супружеского статуса их родителей в зависимости от того, в какой семье они появились на свет. «Вслед за Конституционным Судом Минтруд признал, что одинокие мужчины, ставшие родителями по программе суррогатного материнства, имеют право на получение так называемого “материнского”, или “семейного”, капитала. Если, конечно, они после рождения детей вступили в официально зарегистрированный брак и совместно со своей супругой этих детей воспитывают», – подчеркнул он.

Из этого следует, отметил Константин Свитнев, что семья, состоящая из мужчины и его детей, родившихся по программе суррогатного материнства, права на государственную поддержку не имеет и семьей с точки зрения чиновников не является. «Вот если бы этот мужчина усыновил чужих детей, тогда да, можно. А вот родным детям государственная поддержка не положена», – указал эксперт.

По его мнению, заслуживает внимания формулировка из пояснительной записки о том, что «право мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка является производным от права женщины». «Хотел бы заметить, что “семейный” капитал предназначен не родителям, а их детям – вне зависимости от обстоятельств, сопутствующих их зачатию и рождению. Родитель лишь получает выделенные государством деньги как законный представитель ребенка», – отметил Константин Свитнев.

Эксперт полагает, что факт вступления отца и единственного родителя в брак юридически значимым обстоятельством при определении того, имеют ли право дети на поддержку со стороны государства, не является. Он посчитал, что супружеский статус заявителя, равно как и другие обстоятельства – профессия, комплекция, национальность, – никакого значения в данном случае не имеет и иметь не должен. Речь не об отце, а об его детях, интересы которых должны быть защищены законом, подчеркнул он. Константин Свитнев указал: привязка выплаты «семейного» капитала к супружескому статусу отца детей должна быть устранена. Он отметил, что все дети одинаково важны и нужны стране, имеют равные права и не должны подвергаться дискриминации в зависимости от супружеского статуса и пола их родителей.

Юрист, руководитель Новосибирского регионального центра суррогатного материнства и донорства «СибАист» Юнна Зверева посчитала, что законопроект соответствует смыслу Закона о дополнительных мерах господдержки, предоставляя возможность дополнительной финансовой поддержки государства семьям, в которых ребенок или дети рождены по программе суррогатного материнства для мужчины и являются родными по крови только отцу. Вместе с тем, указала она, ограничение в виде последующего вступления мужчины в брак и усыновления его супругой ребенка (детей) не согласуется со ст. 19 Конституции о равных правах мужчин и женщин, а также не отвечает и основной цели Закона о дополнительных мерах господдержки о предоставлении семьям с детьми дополнительных мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и повышения уровня пенсионного обеспечения.

«Эти меры направлены на улучшение жизни именно детей, а реализуются они опосредованно через родителей, так как самостоятельно дети их реализовать не могут в силу возраста. И в этом ключе в интересах детей в законе не должно быть ограничения по количеству родителей и (или) их половой принадлежности, а также наличию или отсутствию у родителей официальных брачных отношений. Поэтому полагаю, что материнский (семейный) капитал должен предоставляться безо всяких ограничений и условий любому из родителей, если этот родитель у ребенка один, и не важно, мать это или отец», – подчеркнула юрист.

Юнна Зверева обратила внимание, что в российском законодательстве нет конкретного определения термина «семья». «Семья – это круг людей, связанных родством, вместе проживающих, заботящихся друг о друге и ведущих общее хозяйство. Поэтому семьей может называться как мать с ребенком или детьми, так и отец с ребенком или детьми. И не должны дети, рожденные по программе суррогатного материнства, быть ущемлены в правах перед детьми, рожденными обычным способом. Это точно такие же дети, только, возможно, более долгожданные и любимые своими родителями», – заключила она.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля