Предлагается ввести досудебное обжалование решений лицензирующих органов
В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает подачу жалобы через портал Госуслуг
Один из адвокатов заметил, что идея о введении обязательного досудебного обжалования различного рода решений и действий (бездействия) в сфере лицензирования здравая и может быть эффективно реализована на практике в целях защиты нарушенных прав и интересов. Другой считает, что сочетание правила «одного окна» для подачи обращений, обязательного досудебного порядка и невозможности обжаловать отказ в рассмотрении жалобы, поданной не через ЕСИА, фактически аннулирует всю административную процедуру, сводя ее на нет по техническим причинам.
В Госдуму внесен законопроект № 431992-8, которым предлагается внедрить порядок досудебного обжалования решений и действий (бездействия) разрешительных органов в сферу деятельности, подлежащую лицензированию. Изменения предложено внести в Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг и в Закон о лицензировании отдельных видов деятельности.
Предусматривается, что поправки в Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, которые устанавливают правила обжалования принятых решений и осуществленных действий (бездействия) органов или их должностных лиц, вступят в силу с 1 января 2025 г. Для отдельных видов разрешительной деятельности Правительство РФ может установить более ранний срок.
Согласно поправкам, жалоба будет подаваться через портал Госуслуг. При наличии к ней может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, относящаяся к предмету жалобы.
Разрешительный орган при рассмотрении жалобы будет использовать подсистему досудебного обжалования разрешительной деятельности государственной информационной системы, установленной правительством, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
Жалоба будет рассматриваться в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткий срок не установлен правительством. При этом в рассмотрении жалобы может быть отказано, если она подана после истечения сроков подачи жалобы и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока либо если в удовлетворении такого ходатайства отказано, а также если заявитель отозвал жалобу до принятия решения по ней.
В рассмотрении жалобы может быть отказано, если уже имеется решение суда по поставленным в ней вопросам или заявитель подал аналогичную жалобу. Если жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц разрешительного органа, а также членов их семей, то рассматривать ее не будут. Без внимания останется жалоба и в случае, если она подана в ненадлежащий уполномоченный орган. Решение об отказе принимается в течение 5 дней.
Корреспондирующие поправки вносятся в Закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Дополнительно указывается, что судебное обжалование решений и действий (бездействия) лицензирующего органа при предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий, периодическом подтверждении соответствия лицензиата лицензионным требованиям возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В пояснительной записке отмечается, что с июля 2021 г. механизм досудебного обжалования успешно реализуется в сфере контроля. За период его функционирования он получил положительные отзывы как бизнеса, так и контрольных органов. Досудебное обжалование в сфере разрешительной деятельности реализуется по аналогии с таким обжалованием в сфере контроля.
В комментарии «АГ» управляющий партнер АБ RBL Дмитрий Самигуллин посчитал, что идея о введении обязательного досудебного обжалования различного рода решений и действий (бездействия) в сфере лицензирования здравая и может быть эффективно реализована на практике в целях защиты нарушенных прав и интересов. «Правда в том, что нагрузка в виде количества рассматриваемых дел в судах колоссальная. Это не может на влиять на качество правосудия. И государство давно занимается этим вопросом. Механизм досудебного обжалования – это один из инструментов. К слову, в налоговых спорах механизм досудебного обжалования реализован уже давно и работает эффективно. Много налоговых споров заканчиваются на этапе апелляционного обжалования в вышестоящем налоговом органе», – указал он.
Однако, отметил Дмитрий Самигуллин, для эффективной работы важно, чтобы на практике досудебное обжалование не превратилось в формальный этап и чтобы рассмотрение жалоб было объективным, полным и непредвзятым.
Старший партнер, адвокат, руководитель практики недвижимости и строительства адвокатского бюро LOYS Николай Хмелевский заметил, что предлагаемые поправки практически полностью тождественны механизму, закрепленному в Законе о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, который предусматривает обязательный досудебный порядок обжалования принятых решений одним единственным способом подачи обращения – через портал Госуслуг – и с невозможностью дальнейшего движения в судебном порядке в случае, когда обращение было подано каким-либо иным образом, нежели через ЕСИА.
«Надо сказать, что этот механизм работает не идеально: по техническим причинам зачастую подача обращений в рамках Закона № 248-ФЗ не происходит – не работает интеграция с ФГИС “Единый портал проверок”, номер контрольного мероприятия не отражается в форме обращения, что блокирует заполнение формы. А иным способом подать обращение нельзя, но административный порядок обжалования обязателен, без него нельзя идти в суд. Это тупик. В итоге упорные мучаются с досудебным порядком и идут в суд в условиях, когда административный орган все равно не рассматривал жалобу, а не столь упорные просто отказываются от идеи оспаривания, увязнув в несовершенстве информационных систем», – указал он.
Николай Хмелевский полагает, что снизить нагрузку на суды можно было бы, и не вводя правило об обязательности административного досудебного порядка обжалования. «Доверитель всегда голосует рублем, и ведомственная жалоба всегда будет дешевле, чем судебная процедура. Сочетание же правила “одного окна” для подачи обращений, обязательного досудебного порядка и невозможности обжаловать отказ в рассмотрении жалобы, поданной не через ЕСИА, фактически аннулирует всю административную процедуру, сводя ее на нет по техническим причинам», – отметил адвокат.