Порядок формирования и деятельности ОНК предлагается усовершенствовать
Законопроект предусматривает оптимизацию финансовой деятельности общественных наблюдательных комиссий за счет бюджетов региональных общественных палат
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 99435-8, которым предлагаются поправки в Закон об общественном контроле в целях совершенствования порядка формирования и деятельности ОНК. Проект разработан во исполнение п. 4 перечня поручений Президента РФ от 20 февраля 2019 г. № Пр-233 и п. 5 перечня поручений Президента РФ от 28 января 2021 г. № Пр-133.
Поправками расширен перечень мест принудительного содержания, в которых осуществляется общественный контроль, – в него предлагается добавить учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ.
Проект вводит в Закон об общественном контроле положения о независимости ОНК от органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Отмечается, что вмешательство политических партий, международных и иностранных организаций (объединений) в сферу деятельности ОНК будет недопустимым.
Терминологию ч. 3 ст. 12 Закона № 76-ФЗ предлагается привести в соответствие с положениями Закона об общих принципах организации местного самоуправления, а также исключить упоминание о сотрудниках органов прокуратуры. В пояснительной записке к проекту отмечается, что данная поправка необходима, поскольку в соответствии с Законом о прокуратуре РФ прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, в связи с чем как лица, замещающие должности федеральной госслужбы, не могут входить в состав ОНК.
Согласно законопроекту, срок принятия советом Общественной палаты РФ решения о назначении члена ОНК либо об отклонении предложенной кандидатуры, а также срок выдачи мандатов членам ОНК увеличивается на 15 дней. Также предлагается увеличить с 90 до 120 дней срок выдвижения кандидатов в состав ОНК. Авторы проекта отметили, что данная мера направлена на повышение качества рассмотрения представленных материалов.
Законопроект наделяет совет ОП РФ правом на прекращение полномочий членов ОНК по собственной инициативе в случае грубого нарушения Кодекса этики членов общественных наблюдательных комиссий либо ненадлежащего исполнения обязанностей членами ОНК, в том числе ввиду непосещения мест принудительного содержания.
Поправками планируется установить сроки направления в ОП РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, а также уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте РФ отчетных материалов о результатах работы ОНК. Такие материалы необходимы для анализа и оказания информационной, методической и иной поддержки ОНК; установления, исходя из объема нагрузки, отражаемой в отчетных материалах о результатах работы ОНК, оптимального количества ее членов.
Проектом предусмотрены изменения перечня НКО, участвующих в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Так, правом на осуществление данного контроля наделяются общественные объединения, ассоциации (союзы), фонды, автономные некоммерческие организации. Также планируется изменить требование к НКО, имеющим право выдвигать кандидатуры в состав ОНК, о сроке деятельности, сократив его с пяти до трех лет.
В соответствии с законопроектом общественная палата субъекта РФ, а также организация, выдвинувшая кандидатуру в состав ОНК, в случае назначения выдвинутого кандидата возмещают расходы, связанные с осуществлением его полномочий. Они также оказывают содействие в материально-техническом и информационном обеспечении деятельности соответствующей ОНК.
Разработчики проекта отметили, что после принятия законопроекта предполагается внесение изменений в УИК РФ и Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в части уточнения перечня НКО, участвующих в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Кроме того, в пояснительной записке разъяснено, что, поскольку данными поправками расширяется перечень мест принудительного содержания учреждениями, исполняющими наказание в виде принудительных работ, предполагается внесение изменений в Приказ ФСИН России от 28 ноября 2008 г. № 652, в связи с чем предусмотрен особый порядок вступления соответствующего закона в силу.
В комментарии «АГ» адвокат АП Новосибирской области Ольга Забалуева отметила, что в целом поправки уточняют положения о независимости деятельности ОНК, о лицах, имеющих право входить в их состав, сроках и процедуре утверждения кандидатур и прекращения полномочий членов ОНК, об отчетных материалах по результатам работы ОНК и оптимизации финансирования их деятельности.
Наиболее значимой поправкой, по мнению эксперта, является сокращение срока деятельности НКО до трех лет для возможности выдвижения кандидатур в состав ОНК, что позволит участвовать в их формировании большему количеству некоммерческих организаций и тем самым улучшить качество работы института общественного контроля.
«Увеличение сроков рассмотрения кандидатур, напротив, не является необходимым и безосновательно затягивает процесс принятия решений по назначению членов ОНК, что дополнительно повышает бюрократические издержки по утверждению членов ОНК», – считает Ольга Забалуева.
По ее мнению, предлагаемые изменения не являются значимыми и необходимыми, поскольку не содержат положений, принципиально меняющих работу института общественного контроля, а лишь корректируют некоторые процедурные моменты деятельности ОНК, что вряд ли отразится на качестве деятельности по обеспечению прав человека в местах принудительного содержания.
«Как нередко бывает, наряду с логичными и полезными идеями усовершенствования общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания граждан есть “подводные камни”, которые могут нанести вред и без того ослабленному в последние годы институту ОНК», – высказался юрист Оренбургского отделения МРОО «Комитет против пыток» Тимур Рахматулин.
Эксперт считает логичным и правильным регулирование некоторой подотчетности ОНК Общественной палате РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ и уполномоченным по правам человека в субъектах России. Это необходимо, чтобы деятельность ОНК была прозрачной, чтобы в ОП РФ могли объективно видеть полезность либо бесполезность деятельности ОНК в регионе, оценить нагрузку и оптимальное количество членов ОНК для каждого из субъектов, отметил Тимур Рахматулин.
Позитивной видится эксперту и инициатива по внесению в закон об ОНК возможности прекращения полномочий членами ОНК в случае грубого нарушения Кодекса этики, а также в случае непосещения членами ОНК учреждений для принудительного содержания граждан. «Не секрет, что вследствие искусственного внедрения в комиссии лиц, далеких от деятельности ОНК, выросло количество членов комиссий, которые просто ничего не делают, что сводит ценность общественного контроля на ноль», – полагает Тимур Рахматулин.
Эксперт подчеркнул, что, несмотря на, казалось бы, позитивные инициативы, к развитию института общественного контроля стоит относиться с большой долей скепсиса. Так, указал Тимур Рахматулин, любая полезная общественная деятельность требует ресурсов, в том числе финансовых. В предлагаемых поправках очевидны попытки государства предусмотреть финансовое обеспечение ОНК за счет бюджетов субъектов РФ, но данный шаг так или иначе сделает институт ОНК зависимым от государства, полагает Тимур Рахматулин. «Мотивом работы станет получение соответствующего финансирования, а не содействие в реализации прав осужденных и иных лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и это может породить “квазичиновников”, создающих видимость общественного контроля в регионе», – заметил он.
Тимур Рахматулин добавил, что количество независимых общественных организаций в последние годы значительно сократилось, большое количество профильных организаций прекратили существование (немалую роль, по мнению эксперта, в этом сыграло законодательное введение статуса иностранного агента).