Понятие искусственного интеллекта закреплено в федеральном законе

С 1 июля вступит в силу закон о введении в Москве пятилетнего экспериментального правового режима, направленного на создание и развитие технологий ИИ

Понятие искусственного интеллекта закреплено в федеральном законе

Одна из экспертов «АГ» отметила, что вводимый законом режим регуляторной песочницы позволяет игнорировать некоторые законодательные ограничения в целях развития новых технологий. Второй счел особенно интересными нововведения в части обработки персональных данных, поскольку в них усматривается забота не только об участниках рынка, но и о рядовых пользователях. Третий эксперт полагает, что с учетом правовой природы регуляторных песочниц следовало бы предоставить госорганам Москвы возможность изменять или не применять отдельные федеральные нормы в случае необходимости.

24 апреля подписан и опубликован Закон № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона “О персональных данных”», согласно которому с 1 июля 2020 г. в Москве начнет действовать специальный правовой режим для более эффективного использования искусственного интеллекта.

Суть нового правового режима

Экспериментальное регулирование вводится на 5 лет не только для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, но и последующего «возможного использования результатов» применения искусственного интеллекта. Документ, как было указано при внесении законопроекта в Госдуму, разработан во исполнение послания Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. для развития технологий искусственного интеллекта (№ 896438-7).

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 2 Закона под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Такой комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, а также процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

Закон определяет полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Москвы, которым на сегодняшний день является правительство города. В частности, к ведению Правительства Москвы отнесено определение порядка и случаев передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в публичных интересах, а также при съемке в открытых для свободного посещения местах или на публичных мероприятиях (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 152.1 ГК). Кроме того, столичное правительство вправе установить порядок и случаи предоставления доступа к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции.

По согласованию с Минкомсвязи Правительство Москвы также сможет регулировать порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям. Однако такие персональные данные могут передаваться только участникам экспериментального правового режима (п. 4 ст. 6 Закона). Кроме того, не допускается хранение указанных персональных данных за пределами Москвы (п. 7 ст. 4 Закона).

В интересах экспериментального правового режима скорректирован и Закон о персональных данных. Часть 1 ст. 6 дополнена п. 9.1, согласно которому обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом № 123-ФЗ, в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным нормативным актом.

В ст. 10 Закона о персональных данных появилось указание на то, что обработка персональных данных, касающихся состояния здоровья, полученных в результате обезличивания персональных данных, допускается в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом № 123-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о проведении эксперимента лицо приобретает статус участника экспериментального правового режима со дня включения его в соответствующий реестр, который будет вести уполномоченный Правительством Москвы орган. Доступ к реестру сможет получить любое лицо через сайт уполномоченного органа.

Статус участника экспериментального правового режима смогут получить ИП или юрлица, зарегистрированные на территории Москвы, которые осуществляют деятельность по разработке, созданию, внедрению, реализации или обороту технологий искусственного интеллекта, а также по производству, реализации или обороту отдельных товаров (работ, услуг) на основе таких технологий либо планируют заниматься такими видами деятельности. При этом у ИП, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа и совета директоров организации не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Важно, что принятые в соответствии с Законом № 123-ФЗ нормативные акты Правительства Москвы будут применяться только в отношении участников экспериментального правового режима. При совершении сделок и совершении других юридически значимых действий участник экспериментального правового режима обязан уведомлять тех, кто не имеет такого статуса, о том, что он является участником экспериментального правового режима, и сообщать о применении в отношении него специальных актов московского правительства.

Для формирования стратегических направлений совершенствования механизмов экспериментального правового режима Закон предусматривает создание координационного совета, состав которого определяется Правительством Москвы по согласованию с Правительством РФ.

Закон вступит в силу с 1 июля 2020 г.

Эксперты прокомментировали поправки

Адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Людмила Космовская указала, что закон содержит определение искусственного интеллекта и технологий искусственного интеллекта, чего ранее в российском законодательстве не было. По ее словам, вводимый им режим регуляторной песочницы позволяет игнорировать некоторые законодательные ограничения в целях развития новых технологий. В то же время законодательные акты, которые будут приняты на основании рассматриваемого закона, не должны противоречить федеральному законодательству, заметила эксперт.

«Закон и принятые на его основе нормативные акты будут распространять свое действие только на участников эксперимента, включенных в специальный реестр, но технологии искусственного интеллекта напрямую связаны с персональными данными, потому новые меры могут повлиять на каждого жителя города. Будут ли эти правки носить положительный характер, сказать пока сложно. Будем ждать новых законодательных актов. Главное, не допустить бесконтрольной обработки персональных данных», – добавила она.

Руководитель практики IP/IT Maxima Legal Максим Али полагает, что принятый закон – это только первый шаг в проведении правового эксперимента на территории Москвы. Закон имеет рамочный характер, значительная часть норм (например, посвященных конкретным технологиям) будет устанавливаться подзаконными актами Правительства Москвы, пояснил он.

«Что же мы получили на сегодняшний день? Во-первых, сформулированные на уровне федерального закона дефиниции в сфере искусственного интеллекта, а также цели, задачи и принципы регулирования. Неудивительно, что в числе последних оказалось обеспечение безопасности личности», – заметил Максим Али. Во-вторых, добавил он, определены условия приобретения статуса участника экспериментального режима и ведение реестра таких участников.

«В-третьих, особенно интересны изменения режима обработки персональных данных. Обезличенные данные, обрабатываемые в соответствии с законом, не могут передаваться за пределы круга участников эксперимента. А если эксперимент прекращается или участник выходит из него, данные подлежат уничтожению. Отмечу, что мы давно не встречали законодательных инициатив в сфере персональных данных, где проявлялась бы забота не только об участниках рынка, но и о рядовых пользователях», – заключил эксперт.

Старший юрист Eversheds Sutherland Russia Иван Кайсаров отметил, что принятие данного закона не является инновационным. «В мире есть общепринятая практика так называемых регуляторных песочниц (regulatory sandbox). Идея их в том, чтобы ввести особое правовое регулирование для внедрения и разработки технологий, которые не регулируются действующим законодательством или даже противоречат ему. Нормативная база может не успевать за высокими технологиями, поэтому такие технологии долгое время могут находиться вне правового поля, что не всегда позитивно на них влияет. В иных случаях имеющееся законодательство может блокировать или тормозить развитие и использование новых технологий», – пояснил эксперт.

В России, по его словам, более-менее комплексное регулирование подобных механизмов было предложено в 2019 г. Минэкономразвития и сейчас отражено законопроекте № 922869-7 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», который находится на рассмотрении в Государственной Думе. «Еще до этого, в апреле 2018 г., в отношении финансовых технологий и сервисов на финансовом рынке регуляторную песочницу начал использовать Банк России», – рассказал Иван Кайсаров.

Принятый закон, как считает эксперт, преследует аналогичную цель, но только в меньшем масштабе и по отношению к конкретной технологии – искусственному интеллекту. «Хорошо, что государство не просто начинает регулировать определенную технологию, а подходит поступательно, начиная с проведения эксперимента, чтобы “обкатать” правовой режим и новое регулирование на технологии в небольшом масштабе перед распространением на всю страну. Это позволяет сделать правовое регулирование более точным, близким к жизни и рабочим, позволяющим действительно способствовать развитию и внедрению технологии при соблюдении общественных интересов и отсутствию вреда от использования технологии или нарушения прав граждан и бизнеса», – полагает Иван Кайсаров.

В то же время, добавил он, отдельные положения принятого закона выглядят несовершенными и вызывают некоторые вопросы. Концепция специального (экспериментального) правового режима, по словам эксперта, обычно подразумевает две особенности: во-первых, это появление новых норм, которых не было в законодательстве применительно к данной технологии и которые более точечно ее регулируют, а во-вторых, исключение (неприменение) или изменение отдельных действующих норм, которые могут помешать внедрению и разработке данной технологии. «В рамках же этого закона реализуется только первая часть норм, которые уточняют правовой режим в отношении технологии искусственного интеллекта», – заметил Иван Кайсаров.

Так, пояснил он, п. 4 ст. 1 закона указывает, что положения нормативных правовых актов Москвы, устанавливающие условия экспериментального правового режима, не могут исключать, изменять или вступать в противоречие с положениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, относящихся в соответствии с Конституцией к ведению Федерации или совместному ведению РФ и ее субъектов. «В результате актами Москвы можно преимущественно только что-то уточнять и вводить специальное регулирование, которое не должно нарушать федеральное законодательство. В то же время, на мой взгляд, можно было указать, что акты Москвы в рамках такого специального правового режима не должны нарушать наиболее фундаментальные гарантии и права. В целом это как раз и указано уже в следующем пункте этой же статьи», – заметил эксперт.

По его мнению, закрепленного в п. 5 ст. 1 Закона № 123-ФЗ указания на то, что результатом установления экспериментального правового режима не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение для них дополнительных обязанностей, нарушение единства экономического пространства на территории РФ или иное умаление гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, достаточно для эффективного использования закона в случае предоставления Москве возможности изменять или не применять отдельные федеральные нормы, если это необходимо. «В то же время важно посмотреть, как это будет работать на практике. Возможно, практический подход будет более либеральным с минимальным количеством ограничений, несмотря на указанное выше», – добавил Иван Кайсаров.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля