Названия регионов сделают особыми торговыми брендами
Новый закон сделает географические названия особым знаком качества: когда какой-то регион знаменит определенным товаром, никто не сможет выпускать подделки. Такие бренды как камчатский краб, башкирский мед, тульский пряник и многие-многие другие попадут под правовую защиту.
Сейчас в Госдуме готовится ко второму чтению проект поправок в Гражданский кодекс, упрощающий порядок регистрации географических брендов. Но тот, кто пожелает выпускать такой продукт, будет обязан поддерживать высокое качество.
Как пояснил один из авторов инициативы, председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, законопроект вводит новый объект интеллектуальных прав: "географическое указание", которое используется в качестве средства индивидуализации товара.
В качестве географического указания можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, якутские алмазы, золото Костромы и так далее. Регистрировать географические указания будет Роспатент.
"Новые упрощенные возможности для регистрации и продвижения региональных брендов позволят расширить перспективы развития регионов России, - говорит Павел Крашенинников. - Многие из известных нам товаров уникальны именно своим географическим происхождением. В каждом субъекте РФ присутствует своя историческая, культурная или природная исключительность, особые традиции, в том числе в сфере прикладного творчества, национальной кухни и т.д. Предлагаемые законопроектом изменения позволят повысить конкурентоспособность экономики регионов, будут способствовать привлечению российских и иностранных инвестиций, развитию туризма".
По словам экспертов, строго говоря, географические бренды и сегодня можно официально регистрировать: в законе предусмотрено такое понятие, как "наименованием места происхождения товара". Это тоже своего рода географические торговые марки. Однако требования, предъявляемые для их регистрации, являются достаточно жесткими. Необходимо подтверждать не только известность географического бренда, но и как-то доказывать, что именно местные горы (травы, воды и т.п.) наделяют товар особенными свойствами, которых нигде больше нет.
"Зачастую особые свойства не проявляются в самих товарах и, соответственно, не могут быть объективно проверены, - говорит Павел Крашенинников. - Например, сложно документально определить специфический вкус и цвет масла или молока, полученных от коров, которые пасутся на определенных пастбищах, где растут особые травы, характерные для данного региона".
Всего сейчас в России зарегистрировано и охраняется 170 наименований происхождения товара. Из них только 135 - российские географические марки. В качестве примера можно привести: "Оренбургский пуховый платок", "Вологодское кружево", "Хохлома", "Гжель", "Дулевский фарфор", "Вологодское масло", "Адыгейский сыр", "Башкирский мед", "Астраханские помидоры", "Луховицкий огурец", "Нарзан". Но число географических торговых марок меньше, чем могло бы быть.
Кроме того, зарегистрировать некоторые марки сегодня невозможно по процедурно-техническим причинам: просто нет организаций, уполномоченных выдавать заключения в отношении некоторых видов товаров. Из-за этого, как поясняют эксперты, не удается регистрировать, например, лечебные грязи или природные драгоценные камни.
Никто не сможет выпускать фальшивки под такими брендами как оренбургский платок или башкирский мед
Для сравнения: в Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров. Поэтому предлагается и у нас ввести новый вид географических торговых марок. Одно из юридических отличий новых брендов: будет вовсе необязательно, чтобы товар производился "от и до" на территории региона. Будет достаточным, чтобы хотя бы одна из стадий производства была в том географическом месте. Но это должна быть решающая стадия, когда продукт приобретает свои знаменитые качества.
Лица, зарегистрировавшие географическое указание, получат исключительное право его использования. Это значит, только они смогут писать на этикетках и в рекламе, что у них тот самый товар. Никто другой не сможет указать, что его товар (если речь об особенном товаре) тоже из Сибири, даже если он действительно производится в Сибири. Нельзя будет и играть словами, склоняя географическое название, и даже добавлять слова типа "в таком же роде", "имитация", "почти такой же".
Товары, этикетки или упаковки, на которых незаконно использовано географическое указание, будут считаться контрафактными.