Минюст предлагает уточнить порядок создания изолированных участков при учреждениях УИС
Согласно законопроекту, для принятия решения о создании такого участка потребуется представлять сведения обо всем имуществе (движимом и недвижимом), на базе которого будет функционировать исправительный центр
По мнению одного из адвокатов, поправки положительно отразятся на положении осужденных к принудительным работам, поскольку при решении вопроса о создании УФИЦ должностное лицо будет оценивать возможность надлежащего материально-технического и бытового обеспечения исправительного центра. Второй отметил, что изменение может повлечь значительную дополнительную организационную и документальную работу для сотрудников территориального органа ФСИН. Третий также обратил внимание на ряд других – не урегулированных, но важных – вопросов, связанных с деятельностью УФИЦ.
Минюст России представил на общественное обсуждение проект приказа о внесении изменения в Порядок
создания при исправительных учреждениях УИС изолированных участков, функционирующих как исправительные центры.
Согласно действующей редакции п. 4 Порядка для создания изолированного участка, функционирующего как исправительный центр (УФИЦ), начальник территориального органа ФСИН России направляет мотивированное обращение в ведомство с приложением документов, содержащих в том числе сведения о недвижимом имуществе, на базе которого планируется создать такой участок.
Проектом приказа предусмотрено, что для принятия решения о создании нового УФИЦ начальник территориального органа ФСИН будет направлять сведения обо всем имуществе – как движимом, так и недвижимом, – на базе которого будет функционировать исправительный центр.
В пояснительной записке отмечается, что действующие исправительные центры созданы с использованием имеющихся объектов недвижимости ФСИН России (ликвидируемые исправительные учреждения, участки исправительных учреждений, функционирующих как колонии-поселения, и иные объекты УИС). Также используются объекты недвижимого имущества, предложенные органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными управлениями Росимущества, а также организациями, использующими труд осужденных к принудительным работам. По мнению разработчиков проекта, предлагаемое изменение Порядка будет способствовать развитию сети исправительных центров в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.
Адвокат АП Ставропольского края Александр Польченко полагает, что внесение поправок в виде обязывания начальника территориального управления ФСИН предоставлять дополнительные сведения может повлечь дополнительные бюрократические барьеры на пути создания таких центров в местах, где они отсутствуют. Адвокат пояснил, что критерии оценки достаточности имущественного комплекса для создания исправительного центра не определены и сводятся к его субъективной оценке должностным лицом, в полномочия которого входит принятие решения о создании УФИЦ.
С другой стороны, отметил Александр Польченко, предлагаемое изменение Порядка может положительно отразиться на положении осужденных к принудительным работам. Так, при решении вопроса о создании УФИЦ уполномоченное должностное лицо будет оценивать возможность надлежащего материально-технического и бытового обеспечения такого центра, а не только наличие условий для размещения осужденных.
двокат АП Республики Башкортостан Николай Герасимов подчеркнул, что мера по внедрению исправительных центров в уголовно-исполнительное законодательство РФ была направлена, в первую очередь, на гуманизацию и фактическое применение некоторых видов уголовного наказания, – в частности, принудительных работ, – а также улучшение условий отбывания наказания.
По мнению Николая Герасимова, с одной стороны, поправки представляются логичными: ФСИН, очевидно, должна понимать, какое имущество будет использовано для создания изолированного участка, будет ли его достаточно для обеспечения нужд осужденных и т.п. С другой стороны, изменение повлечет значительную дополнительную организационную и документальную работу для сотрудников территориального органа ФСИН по описанию и изложению в соответствующих документах сведений о движимом имуществе, на базе которого планируется организовать изолированный участок.
«С учетом изложенного возникают обоснованные опасения относительно желания начальника и иных сотрудников территориального органа ФСИН заниматься указанной работой, что в итоге может привести к уменьшению количества создаваемых изолированных участков и, очевидно, негативно скажется на осужденных», – поделился Николай Герасимов.
Заведующий и профессор кафедры уголовного процесса Сибирского федерального университета, д.ю.н., адвокат Красноярской коллегии адвокатов «Шпагин и партнеры» Александр Назаров полагает, что Минюст в данном проекте упорядочивает ведомственные процессы.
Вместе с тем, подчеркнул адвокат, есть много других пока не урегулированных, но важных вопросов, касающихся деятельности УФИЦ, – в частности, регламентация создания УФИЦ на базе имущества партнерского предприятия, где будут трудиться осужденные.
Александр Назаров добавил, что в порядке ст. 80 УК РФ в УФИЦ суды направляют осужденных из колоний разных режимов – от общего до особого (около 97% содержащихся в УФИЦ); как впервые осужденных, так и рецидивистов. По мнению адвоката, это требует срочных организационно-нормативных решений. «Нынешние УФИЦ подчас представляет собой “перевалочную базу”. Так, нередко бывает, что осужденный только поступает в УФИЦ, а в суде уже рассматривается ранее поданное им ходатайство на условно-досрочное освобождение. Соответственно, возникает вопрос: имеют ли смысл в такой ситуации процессы трудоустройства, ресоциализации и другие?» – в заключение задался вопросом Александр Назаров.