Минфин и ФНС откорректируют порядок представления налоговикам сведений об адвокатах
Разработан проект приказа в целях совершенствования налогового администрирования на основе представляемых адвокатскими палатами сведений об их членах
По мнению одного из экспертов «АГ», новые формы как минимум удобнее: сведения в них будут четче соответствовать документам, удостоверяющим личность каждого конкретного адвоката, и это позволит избежать ошибок при администрировании их доходов налоговыми органами. Другой отметил, что разработка проекта приказа – вопрос необходимый и целесообразный. В свою очередь, в ФПА отметили, что при подготовке документа учтены ранее высказанные адвокатами замечания о необходимости отражения в информационных ресурсах ФНС сведений о дате получения статуса адвоката, но проект все же нуждается в доработке.
17 ноября Минфин и ФНС России вынесли на общественное обсуждение проект приказа об утверждении формы и формата представления сведений об адвокатах и порядка ее заполнения.
Документ разработан в целях совершенствования налогового администрирования на основании представляемых адвокатскими палатами субъектов РФ сведений об адвокатах в соответствии с п. 2 ст. 85 Налогового кодекса. Предполагаемые изменения направлены на обеспечение корректности постановки на учет в качестве адвоката в налоговом органе по месту его жительства.
В приложении № 3 к проекту приказа детализирован порядок заполнения формы «Сведения об адвокате», которая составляется в электронном виде или на бумажном носителе. В перечень обязательных сведений об адвокате входят, в частности, Ф.И.О., ИНН, гражданство, адрес места жительства (включая почтовый индекс, соответствующий код субъекта РФ и муниципального образования), регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта РФ, номер и дата решения квалификационной комиссии региональной адвокатской палаты о присвоении статуса адвоката, форма адвокатского образования.
Проект приказа вносит ряд корректировок в нормативные правовые акты налоговой службы. Планируется, что документ вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Публичное обсуждение документа продлится до 7 декабря.
Адвокат, партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова отметила, что в соответствии с п. 2 ст. 85 НК РФ адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения такой палаты сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в собственный реестр, в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования, или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
По словам эксперта, анализируемый документ вносит изменения в соответствующие формы. «Очень заметно будет изменена форма А, по которой адвокатские палаты субъектов РФ будут представлять сведения об адвокатах. Так, максимально детализированы поля, посвященные адресу места жительства адвоката. Отмечу, что ранее в форму можно было внести лишь очень конкретный набор сведений – субъект РФ, район, населенный пункт, улицу, дом, корпус и квартиру. Новая форма предполагает возможность представления большего количества сведений, причем виды этих сведений представлены в соответствии с терминологией Градостроительного кодекса РФ: элемент планировочной структуры, элемент улично-дорожной сети и т.д. Необходимость такой детализации связана в том числе с тем, что выросло количество вариантов для регистрации по месту жительства, и имеющиеся ранее поля формы А – Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 17 сентября 2007 г. № ММ-3-09/536@ просто не позволяли зафиксировать адрес адвоката правильно», – отметила Екатерина Болдинова.
Она добавила, что сведения о статусе адвоката в соответствии с новой редакцией формы будут отражены на отдельном листе Б, который будет содержать всю необходимую информацию о датах и событиях, связанных с изменениями в жизни и статусе адвоката, которая должна быть передана в налоговую службу. «Представляется, что такое разделение формы на листы будет более удобно для заполнения и позволит избежать ошибок при ее обработке. Сведения об избранной адвокатом форме адвокатского образования будут также фиксироваться на отдельном листе В. При этом в ФНС будут передаваться данные только о форме адвокатского образования, избранной адвокатом, и дате передачи им соответствующих сведений в адвокатскую палату субъекта РФ. В отличие от предыдущей формы, сведения о месте осуществления адвокатской деятельности конкретным адвокатом направляться в налоговые органы не будут», – пояснила эксперт.
Екатерина Болдинова заключила, что новые формы как минимум удобнее предыдущих, сведения в них будут четче соответствовать документам, удостоверяющим личность каждого конкретного адвоката, и это позволит избежать ошибок при администрировании их доходов налоговыми органами.
Адвокат АП г. Москвы Вячеслав Голенев полагает, что разработка нового приказа – вопрос необходимый и целесообразный. «Я прошел это на себе: в уведомлении о постановке на учет в качестве адвоката налоговым органом не везде проставлены необходимые данные. Например, сведения о присвоении мне статуса адвоката сообщены, как пишет налоговый орган, в 2019 г., хотя статус у меня с 2016 г. Кроме того, я был поставлен на налоговый учет 23 мая 2016 г., хотя дата присяги – 12 мая 2016 г.», – рассказал он.
По мнению эксперта, приведенный в проекте порядок заполнения и подачи палатами сведений об адвокатах разрешает такие вопросы и приводит их в соответствие с требованиями действующего законодательства. «Так, например, датой возникновения статуса адвоката (в том числе в налоговых целях) проект прямо называет дату присяги. Это прямо соответствует нашему Закону об адвокатуре, так как юридический факт принесения присяги является право- и статусообразующим для возникновения правового состояния “адвокат” и “адвокатская деятельность”. Полагаю, что данный документ следует поддержать», – заключил Вячеслав Голенев.
Советник Федеральной палаты адвокатов Игорь Пастухов с удовлетворением отметил, что при подготовке проекта приказа были учтены ранее высказанные адвокатами замечания о необходимости отражения в информационных ресурсах ФНС сведений о дате получения статуса адвоката. «Теперь форма А “Сведения об адвокате” предусматривает отражение в графе 2.2 в качестве даты присвоения статуса – дату принятия адвокатом присяги, отличной от даты решения квалификационной комиссии по результатам сдачи претендентом экзамена. Также стоит отметить и наличие графы 2.4.3. “Фактическая дата приостановления/возобновления, прекращения статуса адвоката”, поскольку очевидно, что во многих случаях имеется расхождение между датой принятия советом адвокатской палаты субъекта РФ соответствующих решений и датой фактического изменения статуса адвоката, предусмотренного такими решениями», – пояснил он.
В то же время Игорь Пастухов назвал мотивированным то, что лист В предусматривает указание конкретной формы адвокатского образования, отличной от адвокатского кабинета. «Ведь в налоговых целях особенности установлены только для адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и, значит, именно об избрании такой формы осуществления адвокатской деятельности ФНС важно получить информацию в целях налогового учета. При этом можно уточнить, что непосредственно Законом об адвокатуре предусмотрена обязанность адвоката направить в Совет адвокатской палаты уведомление об избранной им форме адвокатского образования лишь в трех случаях. А в случае если адвокат, уже имеющий статус и не изменяющий членство в адвокатской палате, решит избрать в качестве формы деятельности адвокатский кабинет, закон не обязывает его направлять уведомление в Совет адвокатской палаты. Полагаю, что это обстоятельство необходимо учесть при подготовке предложений о внесении изменений в закон и при подготовке нормативного документа о порядке ведения реестра адвокатских образований. В связи с изложенным логично было бы предложить ФНС в листе В, в графе 3.1. “Форма адвокатского образования” оставить всего две позиции – адвокатский кабинет и иная форма», – подчеркнул советник ФПА.
Игорь Пастухов заметил, что разрабатываемый проект приказа основывается на действующей редакции ст. 85 НК РФ. «При этом и при действующем регулировании предоставляемая в целях налогового учета адвокатов информация очень во многом основывается на сведениях, внесенных в реестр адвокатов, который ведется территориальными органами Минюста России. В связи с этим целесообразно было бы рассмотреть вопрос о внесении изменений в п. 2 ст. 85 НК РФ, возложив обязанность предоставлять сведения об адвокатах на Минюст России в рамках межведомственного взаимодействия с ФНС (как это предусмотрено в отношении нотариусов), – полагает он. – Очевидно, что для реализации такого изменения закона нужно будет внести изменения и в форму реестра адвокатов, дополнив ее сведениями о дате фактического приобретения и изменения статуса адвоката, и об избрании адвокатом в качестве формы деятельности адвокатского кабинета. Но такое изменение полностью соответствовало бы реализуемой в настоящее время в законодательстве концепции освобождения граждан и организаций от предоставления в государственные органы информации, которой уже располагают другие госорганы».