Чиновников хотят обязать отчитываться о кредитах

Законопроект предусматривает, что госслужащие будут предоставлять сведения о кредитах, платежи по которым больше совокупного дохода чиновника и его супруги

Чиновников хотят обязать отчитываться о кредитах

Один из адвокатов предположил: указание в законопроекте в качестве контролируемых расходов выплат, связанных с погашением финансовых обязательств, может быть связано с выявлением новой схемы легализации денежных средств, полученных если не преступным путем, то в результате параллельной предпринимательской деятельности госслужащих, что, впрочем, тоже является противозаконным. Второй посчитал, что главное в законопроекте – это то, что его внесение обусловлено выявлением пробелов законодательства, притом на уровне Конституционного Суда.

Правительство внесло в Госдуму законопроект № 212457-8, которым предлагается изменить Закон о противодействии коррупции и Закон о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам.

В частности, согласно поправкам в Закон о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам чиновник должен будет представлять сведения о платежах по кредитам, которые превышают совокупный доход его и супруги (супруга) за три предотчетных года. Также будут представляться сведения о расходах в случае рассрочки платежа по оплате имущества или поэтапного погашения кредита, о расходах на погашение кредитов в случаях рефинансирования и новации. Не остались без внимания и сделки, совершенные третьими лицами от имени или в интересах должностных лиц, их супругов и несовершеннолетних детей.

Предусматривается, что во исполнение решений Верховного и Конституционного судов будут при необходимости учитываться доход супругов должностных лиц, полученный в браке, а также невозможность изъятия имущества, приобретенного чиновником или членами его семьи до назначения или избрания на должность либо супругой (супругом) до брака (Обзор судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, утвержденный Президиумом ВС 30 июня 2017 г., Постановление КС от 9 января 2019 г. № 1-П).

Поправками предлагается установить десятилетний пресекательный срок принятия решения об осуществлении контроля за расходами по аналогии с положениями ГК о сроках исковой давности. По мнению авторов проекта, таким образом будет установлен принцип справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, правовой определенности и стабильности гражданского оборота. При этом для обеспечения правовой определенности в части установления предельного срока для принятия решения об осуществлении контроля за расходами законопроектом предлагается распространить данное регулирование только в отношении сделок, совершенных с 1 января 2023 г.

В ч. 4 ст. 8.1 Закона о противодействии коррупции, которая регулирует, какие сведения о сделках госслужащих публикуются, предлагается указать также сведения о погашении кредитов (займов).

Вступление в силу законопроекта планируется с 1 января 2024 г., поскольку необходимо актуализировать специальное программное обеспечение «Справки БК» и довести предлагаемые изменения до сведения всех заинтересованных должностных лиц.

В комментарии «АГ» адвокат АП г. Москвы Анатолий Железняк обратил внимание на то, что законопроект внесен во исполнение подп. «б» п. 17 Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 гг., утвержденного Указом Президента от 29 июня 2018 г. № 378. «Комментируя изменения законодательства, мы привыкли уделять повышенное внимание ограничениям, касающимся предпринимателей, журналистов, граждан (в общем). Однако госслужащие за последние десять лет получили такой пакет ужесточения контроля за своей не только служебной деятельностью, но и повседневной жизнью, что едва ли не становятся основным социальным классом, переживающим легальное усечение своих прав», – указал адвокат.

Анатолий Железняк полагает, что изменения продиктованы результатами надзорной деятельности Генеральной прокуратуры, выступающей с исками о конфискации имущества, доходы на приобретение которого не подтверждены. Адвокат заметил: указание в законопроекте в качестве контролируемых расходов выплат, связанных с погашением финансовых обязательств, может быть связано с выявлением новой схемы легализации денежных средств, полученных если не преступным путем, то в результате параллельной предпринимательской деятельности госслужащих, что, впрочем, тоже является противозаконным. Он предположил, что эта схема связана с фиктивно берущимися кредитами на сумму, соответствующую незаконно полученному доходу.

Изменения, касающиеся регулирования сделок, совершенных третьими лицами в интересах госслужащих, их супругов и детей, очевидны и давно назревали как один из следующих этапов установления нулевой терпимости к коррупции, посчитал адвокат. Внесение изменений, касающихся пресекательных сроков для обращения прокурора с иском в суд, по мнению Анатолия Железняка, является положительным моментом, который позволит снизить количество «неадекватных» решений о конфискации имущества, приобретение которого явно не связано с деятельностью госслужащего, хотя им и не могут быть представлены доказательства законности доходов для его приобретения. «В практике моих коллег была ситуация, когда чиновник указал в справке о доходах зарегистрированный объект недвижимости. Ранее он им пользовался без регистрации права собственности на протяжении 25 лет. Оценив кадастровую стоимость “вновь приобретенного” объекта недвижимости и доходы чиновника, прокурор обратился с иском о конфискации, который был удовлетворен, несмотря на явную несправедливость такого решения», – рассказал он.

Анатолий Железняк заметил, что из п. 3 ст. 17 Закона о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам предлагается убрать упоминание возможности суда отказать в конфискации имущества, если суд придет к выводу о незначительности допущенного нарушения. «Новая формулировка указанной статьи не упоминает о такой возможности. Полагаю, что в данной части законодателю необходимо предоставить суду возможность самостоятельно определять форму ответственности за совершенное госслужащим правонарушение, которой вполне может быть замена конфискации взысканием эквивалента денежных средств, затраченных на приобретение спорного имущества», – отметил адвокат. По его мнению, более правильным будет подход, в соответствии с которым у ответчика возникнет право на выплату в пользу государства той суммы, которая остается неподтвержденной.

Адвокат Невской коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Михаил Тимошатов посчитал, что главное в законопроекте – это то, что его внесение обусловлено выявлением пробелов законодательства на уровне Конституционного Суда. «Но я бы хотел сказать о применительной его стороне. Поправки выглядят весьма логичными, так как большая часть имущества на сегодняшний день приобретается с использованием заемных средств. Однако, возможно, все это лишь приведет к простому увеличению бюрократической нагрузки, – полагает адвокат. – Тем не менее проблемы в связи с изменениями могут возникнуть у семей госслужащих с кредитными обязательствами, которые “наскребают” на взносы за счет родителей или иных родственников. И, как показывает практика, скорее всего, поправки будут касаться совершенно не тех лиц, которые погрязли в коррупции, а тех, кто что-то неаккуратно оформил».

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля