Чиновники смогут не соблюдать установленные для них Законом о коррупции ограничения и запреты
Подписан закон, согласно которому госслужащий будет освобожден от ответственности за несоблюдение антикоррупционного законодательства ввиду чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, которых нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть
Мнения экспертов «АГ» разделились. Один из них посчитал, что регулирование, при котором судьи фактически освобождаются от ответа за сомнительные поступки, нельзя признать удачным. Вторая полагает, что невнесение изменений в антикоррупционные законы при объективно существующих препятствиях в выполнении установленных ими требований негативно сказалось бы на правоприменительной практике в силу презумпции вины лиц, для которых установлены антикоррупционные ограничения, запреты и требования.
10 июля Владимир Путин подписал два закона, которые предусматривают освобождение от ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства госслужащих и ряда лиц, работающих в государственных учреждениях и компаниях. Пакет поправок был внесен в Думу еще в 2020 г., но за время рассмотрения практически не претерпел изменений.
Первым законом (законопроект № 1078992-7) были внесены поправки в ряд законодательных актов в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения. В частности, ст. 13 Закона о противодействии коррупции закрепляет, что физическое лицо, в отношении которого в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение обязанностей признается следствием не зависящих от данного лица обстоятельств в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Не зависящими от физического лица обстоятельствами признаются находящиеся вне контроля затронутого ими физлица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть. Эти обстоятельства исключают возможность соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции. К таким обстоятельствам, в частности, относятся: стихийные бедствия, пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами, в том числе государственными органами иностранных государств, и органами местного самоуправления. При этом, согласно закону, такими обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств.
Предусматривается, что лицо будет освобождено от дисциплинарной ответственности, если комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов или иной коллегиальный орган, осуществляющий функции данной комиссии, установит причинно-следственную связь между возникновением этих обстоятельств и невозможностью соблюдения указанных ограничений, запретов и требований, а также исполнения обязанностей. Лицо должно будет в течение трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении не зависящих от него обстоятельств, подать в соответствующую комиссию уведомление.
Указано, что от ответственности освобождаются генпрокурор, прокурорские работники, сенаторы и депутаты Госдумы, сотрудники таможенных органов, генеральные директора Судебного департамента, военнослужащие, члены избирательной комиссии, председатель Банка России, члены его Совета директоров, служащие Банка России, главы муниципальных образований и главы местных администраций, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иные лица, замещающие муниципальные должности.
Также освобождаются от ответственности судьи, гражданские служащие, атаман всероссийского казачьего общества и атаман войскового казачьего общества, муниципальные служащие, секретарь Совета Безопасности, председатель и сотрудники СК, должностные лица контрольно-счетного органа, замещающие государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность, сотрудники органов внутренних дел, председатель Счетной палаты и его заместитель, аудиторы Счетной палаты, уполномоченные по защите прав предпринимателей, сотрудники федеральной противопожарной службы, послы и представители РФ, финансовый уполномоченный, руководитель службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, сотрудники ФСИН, уполномоченные по правам ребенка в субъекте РФ, приставы, депутаты субъекта и лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации. Кроме того, освобождаются от ответственности член Совета, председатель Совета, его заместитель и глава администрации федеральной территории «Сириус».
Вторым законом о внесении изменений в ТК РФ (законопроект № 1078988-7) новые положения Закона о коррупции распространяются на работников госкорпораций, публично-правовых и государственных компаний. Также они действуют в отношении работников ПФР, ФСС РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Россией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными госорганами.
Мнения экспертов разделились
Как отметил федеральный судья в отставке, профессор НИУ «Высшая школа экономики», заслуженный юрист РФ Сергей Пашин, складывается впечатление, что над борьбой с отечественной коррупцией сгустились тучи и чиновникам, желающим сделать прозрачным свой кошелек и избежать сомнительных сделок, мешают и стихийные бедствия, и забастовки, и войны, и чужие правительства: «Мелочная регламентация освобождения власть имущих от дисциплинарной ответственности из-за действия непреодолимой силы не отвечает масштабу вопроса и распространенности явления “вынужденной коррупции”».
Сергей Пашин добавил, что при чтении закона в мыслях всплывает единственное слово: «казуистика». «Своеобразно урегулирован порядок констатации воздействия vis maior (непреодолимой силы) на судей. Для государственных и муниципальных служащих “причинно-следственная связь между возникновением этих обстоятельств и невозможностью соблюдения... ограничений, запретов и требований” устанавливается комиссией “по соблюдению требований к служебному поведению”. Судья же просто уведомляет о действии на него непреодолимой силы суд, в котором трудится, то есть докладывает о наводнении, эпидемии либо происках иностранных государств председателю суда. Никакой коллегиальный орган судейского сообщества ситуацию не исследует и решений о безупречности собрата не принимает», – уверен эксперт. По его мнению, регулирование, при котором судьи фактически освобождаются от ответа за сомнительные поступки, нельзя признать удачным.
Адвокат АП Калининградской области Екатерина Казакова заметила, что невозможность соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных федеральными законами, может быть обусловлена указанными не зависящими от лица обстоятельствами. Она пояснила, что в зону СВО и на новые российские территории массово направлены лица, на которых распространяются антикоррупционные ограничения, запреты и требования, но очевидно, что их исполнение объективно затруднено: невозможно получить надлежаще оформленные сведения из банков и иных федеральных реестров, а также своевременно их лично представить. Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки за отчетный 2022 г., как и в прошлом году, предусматривают освобождение участников СВО от обязанности представлять сведения в установленный законом срок.
«Однако препятствия с выполнением антикоррупционного законодательства в указанной части могут возникать и в связи с введением режима контртеррористической операции в некоторых регионах нашей страны, и в связи с обстрелами российской территории, из-за которых люди покидают места своего проживания и, соответственно, работы. Мы живем в век цифрового пространства, и направление надлежащего уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения не может быть проблемой, если есть свободный доступ к Интернету, однако из-за чрезвычайных обстоятельств он существенно ограничен или отсутствует, тогда как справка со сведениями о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера заполняется с использованием актуальной на дату представления сведений версии специального программного обеспечения “Справки БК”», – указала она.
Кроме того, добавила Екатерина Казакова, сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера должны подаваться лично или почтовым отправлением на бумажном носителе с представлением подтверждающих документов. При этом разделами 2 и 4 справки предусмотрены случаи, при которых к ней в обязательном порядке прилагаются соответствующие документы. Согласно Методическим рекомендациям, имеющим обязательный характер, для служащих (работников) право направить заявление о невозможности представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера законодательством не предусмотрено.
Эксперт указала, что, согласно Инструкции о порядке заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с использованием СПО «Справки БК», необходимо учитывать следующее: для печати справок используется лазерный принтер, обеспечивающий качественную печать; не допускаются дефекты печати в виде полос, пятен (при дефектах барабана или картриджа принтера); не допускается наличие подписи и пометок на линейных и двумерных штрих-кодах (подпись на справке может быть поставлена в правом нижнем углу всех страниц, кроме последней. На последней странице подпись ставится в специально отведенном месте); не допускаются рукописные правки.
Таким образом, резюмировала она, несоблюдение антикоррупционных ограничений, запретов и требований, а также неисполнение установленных законодательством обязанностей может являться следствием не зависящих от служащего обстоятельств. «Невнесение изменений в антикоррупционные законы при объективно существующих препятствиях в выполнении установленных ими требований негативно сказалось бы на правоприменительной практике в силу презумпции вины лиц, для которых установлены антикоррупционные ограничения, запреты и требования», – посчитала Екатерина Казакова.