Депутаты считают необходимым отменить техосмотр личного транспорта
С важной и интересной инициативой выступил первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Он предложил вообще отменить техосмотр личного транспорта, который не используется для коммерческих перевозок.
Напомним, что еще в начале года группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, расширяющий перечень транспорта, для которого техосмотр не обязателен. Они также предложили добавить в него автомобили, принадлежащие физлицам, которые используются только в личных целях.
Идея не нова, но все более актуальна. Ведь техосмотр, по сути, давно превратился в дополнительный налог на автовладельцев. Его мало кто проходит, зато подавляющее большинство покупает. Покупают его в том числе и те, кто перевозит пассажиров. И это одна из причин, почему автобусные перевозки, а также такси стали самым опасным средством передвижения.
Те, кто осуществляет коммерческие перевозки - автобусы, такси, грузовики, - должны регулярно проходить техосмотр под контролем ГИБДД
По мнению Вячеслава Лысакова, эту ситуацию надо срочно менять. И для этого в первую очередь контроль за техосмотром вернуть обратно ГИБДД.
- Личный транспорт можно исключить из этого процесса, - говорит депутат. - Во многих странах автовладельцы даже не знают, что такое обязательный техосмотр.
Автовладельцы всегда следят за состоянием своих личных машин. Для них техосмотр - формальность, на которую приходится тратить деньги и время, считает Вячеслав Лысаков.
- Но при этом необходимо ввести административную, уголовную и материальную ответственность собственника автомобиля, если причиной ДТП стала техническая неисправность, - предлагает депутат. - Это лишний раз будет мотивировать автовладельца регулярно проходить техобслуживание автомобиля.
При этом те, кто эксплуатирует автомобиль в коммерческих целях, то есть перевозчики грузов и пассажиров, в том числе такси, должны регулярно проходить техосмотр, причем под контролем ГИБДД.
Также нынешние практически бесконтрольные пункты ТО зарабатывают деньги на доверчивых гражданах разными способами. Например, якобы находят неисправность, и заворачивают автовладельца ее исправлять. Он в ближайший сервис. Там делают вид, что чего-то починили, берут деньги за ремонт, и машина проходит техосмотр. Но мало кто обращает внимание, что и пункт ТО и сервис принадлежат одному хозяину.
Впрочем, у этого предложения есть один изъян. В венской Конвенции о дорожном движении, которую подписала и Россия, установлена обязанность прохождения техосмотра. Поэтому если просто от него отказаться, то не возникнет ли проблем у автомобилистов при выезде за границу на своей машине?
Хотя эту проблему решить не сложно. Ведь человек может и в добровольном порядке пройти техосмотр.
Как вам это?
Петр Шкуматов, член Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве:
- Транспортные средства у нас делятся на те, где собственник и эксплуатант совпадают, и те, где они разные лица. В первом случае собственник кровно заинтересован в том, чтобы машина находилась в исправном состоянии. Это и личная безопасность, и безопасность семьи.
Обратный случай, когда автомобиль принадлежит предприятию, а управляет им наемный водитель. Задача предприятия получить как можно больший доход со своей машины. Поэтому возникает желание сэкономить на его обслуживании. Ведь гораздо проще купить техосмотр, чем ремонтировать тормоза и рулевое управление.
У нас даже регулярно скандалы возникают, когда водители отказываются выходить на линию на неисправном автобусе. Вот в таких случаях, когда автомобиль эксплуатируется в коммерческих целях, техосмотр должен быть не только обязательным, но и жестким. И контролировать его должна Госавтоинспекция.
Если у государства нет ресурсов, чтобы контролировать проверку технического состояния 60 миллионов транспортных средств, то надо сосредоточиться на том, что несет больший риск. На автобусах, такси, а также на грузоперевозчиках.
Если такси будет раз в полгода проходить техосмотр под контролем ГИБДД, какому пассажиру от этого будет хуже?
К тому же, если вдруг отменят техосмотр для личных легковушек, это тут же ликвидирует всю структуру, которая позволяет покупать диагностические карты. Ведь одни и те же организации продают их что частным лицам, что предприятиям.
Игорь Моржаретто, автообозреватель "Вести FM":
- Техосмотр вещь в себе, и в разных странах к нему разный подход. Но во всех странах, в том числе и в России, в Правилах дорожного движения закреплено, что в случае аварии из-за неисправности ответственность несет водитель. Нет таких случаев, когда за ДТП отвечает пункт техосмотра или техник, который его проводил.
Поэтому в большинстве стран техосмотра не существует. Например, в Австралии, в большинстве штатов США, даже в Грузии его отменили. Поэтому эта идея здравая. Она достойна внимательного изучения и обсуждения. Особенно если учесть, что у нас 80 процентов автовладельцев покупают диагностические карты.
Автовладельцы регулярно проводят техобслуживание своего личного автомобиля. Поэтому дополнительная проверка им не нужна.
Я тоже думаю, что тех.осмотр для личного авто не нужен. Только сбор денег. А вот для государственного и коммерческого транспорта тех.осмотр должен быть обязательным.
Я тоже считаю, что за тех.состояние личного авто должен нести ответственность хозяин авто. А вот за государственный и пассажирский транспорт нужно ужесточить ответственность за тех.состояние автомобиля.