Споры о деталях: какой будет адвокатская реформа
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Государственная Дума 10 января в первом чтении единогласно одобрила масштабные поправки закона об адвокатуре, которые среди прочего расширяют надзорные полномочия Федеральной палаты адвокатов и вводят возможность прописывать в договоре с защитником «гонорар успеха». Президенты адвокатских палат нескольких субъектов рассказали «Право.ru», как профессиональное сообщество относится к различным положениям законопроекта. Оказалось, что такого единодушия, как среди депутатов, у них нет.
Концептуально законопроект поддержало и профессиональное сообщество, и представители законодательных и властных органов. При этом в него предложили внести множество поправок. «Думаю, что в результате дальнейшей работы над законопроектом, с учетом позиции адвокатуры и критических замечаний, высказанных в комитете Госдумы по государственному строительству и законодательству, итоговые положения законопроекта будут видоизменены в более компромиссный вариант», – подчеркнул первый вице-президент ФПА, президент АП Санкт-Петербурга Евгений Семеняко.
Гонорар успеха
Законопроект № 469485-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Авторы: Сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, депутаты Анатолий Выборный и Дмитрий Вяткин
Дата внесения: 18 мая 2018 года
Первое чтение: 10 января 2018 года, одобрен
Второе чтение: неизвестно
Законопроект содержит норму, которая позволит ставить вознаграждение адвоката в зависимость от результата оказанной помощи. Разработчики уверены: это позволит получить квалифицированную юридическую помощь лицам, у которых на момент заключения соглашения с адвокатом не хватает денег для оплаты его услуг. «Обязанность разработать и установить правила применения адвокатами соответствующего договорного условия предлагается возложить на Федеральную палату адвокатов», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Надежда Свинцова, президент Адвокатской палаты Тамбовской области, называет эту норму «давно назревшей необходимостью» и считает, что она «соответствует сложившейся практике оформления и исполнения договорных отношений». При этом, по мнению Свинцовой, должны существовать гарантии неприкосновенности прав и интересов доверителя. «В связи с этим норма логично предоставляет полномочие совету ФПА устанавливать общие рамки и правила для реализации адвокатами права на включение в соглашение условия о «гонораре успеха», – подчеркнула она.
«Гонорар успеха» поддержал и совет Адвокатской палаты Костромской области. Как рассказал президент палаты Николай Жаров, сейчас, когда такой нормы в законе нет, адвокаты не могут взыскать вознаграждение не только с проигравшей процесс стороны, но и со своего клиента, который, получив выгодный для себя результат, отказывается оплачивать адвокатскую помощь.
В начале декабря комитет Госдумы по госстроительству и законодательству предложил доработать норму о «гонораре успеха» и, возможно, ограничить ее отдельными категориями споров. При этом в заключении правового управления Госдумы за подписью Екатерины Горбачевой указано, что эта норма «представляется излишней».
Омоложение адвокатуры и порядок стажировки
«Для стимулирования пополнения состава адвокатуры молодыми практикующими юристами» законопроект исключает требование о том, что в числе учредителей коллегии адвокатов должно быть минимум два адвоката, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет.
Кроме того, авторы поправок предлагают закрепить за ФПА обязанность разработать и утвердить порядок прохождения стажировки, а также порядок работы в качестве помощника адвоката. Это предложение обусловлено недостаточным развитием правового регулирования статуса стажеров и помощников адвоката. Ряд вопросов, связанных со стажировкой и работой в качестве помощника адвоката, законодательно не урегулирован, а на практике вызывает вопросы само оформление отношений со стажером и помощником адвоката, указали разработчики.
Выборы на третий срок
Предлагаемые поправки вносят изменения в процедуру выборов президента АП субъектов и Федеральной палаты адвокатов. Появляется возможность занимать эти должности больше двух сроков. Голосование по этому вопросу проводится в рамках конференции адвокатов, а в случае, когда речь идет о президенте ФПА, – на Всероссийском съезде адвокатов. Собрание адвокатов созывается не позднее трех месяцев со дня истечения срока полномочий президента адвокатской палаты, а избирается кандидат простым большинством голосов.
Законодатель дает возможность участвовать в выборах не ограниченному кругу коллег на заседании совета палаты, а всей адвокатуре региона. Если руководитель за два срока показал себя хорошо и устраивает адвокатское сообщество, так пусть оно и решает, быть ему президентом дальше или нет.
Дисциплинарная «апелляция»
Поправки закрепляют обязанность Федеральной палаты адвокатов обеспечивать соблюдение адвокатскими палатами субъектов законодательства об адвокатуре, в том числе при разбирательстве дисциплинарных дел, возбужденных президентом ФПА.
Так, президент ФПА сможет истребовать дело из региональной АП и передать его на рассмотрение в комиссию по этике и стандартам. Если последняя выяснит, что решение, которое вынесла АП субъекта, противоречит нормам закона или Кодекса адвокатской этики – дело рассмотрит уже совет ФПА. Он сможет как оставить решение без изменений, так и направить дело на новое рассмотрение (с обязательными указаниями) в адвокатскую палату этого же или иного, но не того, где дело рассматривалось изначально, субъекта.
Президент ФПА возбуждает дисциплинарные производства в отношении адвокатов только в исключительных случаях, таких дел в стране единицы, подчеркнула президент Адвокатской палаты Красноярского края Ирина Кривоколеско. «Единообразное применение законодательства, а в данном случае, на мой взгляд, именно ради этой цели вносятся поправки в закон, очень важно, а поэтому они заслуживают одобрения», – отметила она. «Введение такой новеллы будет способствовать единству дисциплинарной практики адвокатских палат», – согласился глава АП Костромской области Жаров. Эту новеллу ждут и в Калининградской области. Президент областной АП Алексей Созвариев говорит, что «апелляционная инстанция» для проверки законности некоторых решений советов региональных палат необходима. При этом он отмечает, что пересмотр дисциплинарных дел в другом регионе недопустим. Его поддержал и глава АП Орловской области: «Считаем, что норма не соответствует общим принципам реализации конституционного права граждан на объединение, предусмотренных ст. 20 Конституции РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях».
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству обратил внимание на момент с возможными «указаниями» ФПА по пересмотру и предложил исключить эту норму. «Новация позволит ФПА выступать в качестве вышестоящего юрисдикционного органа по отношению к региональным адвокатским палатам, что не может быть поддержано», – говорится в заключении комитета.
Приостановление статуса
По задумке авторов законопроекта, у адвокатов появится возможность подать заявление о приостановлении статуса. Сейчас это происходит, если защитника избрали в органы власти, призвали на службу или он не способен исполнять свои обязанности или признан безвестно отсутствующим.
При этом в законопроекте не прописаны сроки, на которые защитник может «заморозить» статус. Их в октябре предложила прописать ФПА: по мнению палаты, у адвоката должна быть возможность «заморозить» статус на срок от одного года до 10 лет.
Ограничение «адвокатской миграции»
По задумке авторов законопроекта, адвокаты смогут изменять членство в адвокатской палате по достижении пятилетнего стажа и только на основании решения совета палаты по согласованию с ФПА. «Предложение обусловлено тем, что ежегодно около 1500 адвокатов изменяют членство в адвокатской палате, причем большая часть из них вскоре после сдачи квалификационного экзамена и приобретения статуса адвоката. Эта практика, по сути, представляет собой обход закона и требует законодательного реагирования», – говорится в пояснительной записке.
Это положение законопроекта вызвало критику сперва рабочей группы по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуальном законодательстве, а затем и думского комитета по госстроительству и законодательству. По мнению депутатов, ограничение адвокатов в праве изменять членство в региональной палате «не может быть обусловлено исключительно недобропорядочной практикой сдачи квалификационных экзаменов для приобретения адвокатского статуса». Изменение может «существенно ограничить» конституционные права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, предупредили в комитете.
«Практика показала, что в некоторых региональных адвокатских палатах по каким-то причинам проще сдать квалификационный экзамен. Большое количество юристов этим пользуются», – рассказал президент АП Калининградской области Алексей Созвариев. Юристы пользуются этим и получают статус в другом регионе, а не по месту жительства. Предложенная норма будет служить для них барьером, уверен он. Президент АП Тамбовской области Свинцова уверена: законопроект не ограничивает право адвокатов, впервые получивших статус, изменять свое членство в региональных палатах, но при наличии реальных к тому оснований.
Организация адвокатского бюро
Законопроект уточняет правовое регулирование организации и деятельности адвокатского бюро. В частности, он закрепляет возможность установления в партнерском договоре адвокатского бюро иерархии партнеров и дифференциации их прав и обязанностей. О необходимости уточнения правового регулирования вопросов управления в данном виде адвокатского образования свидетельствует 15-летняя практика функционирования адвокатских бюро, отмечают разработчики законопроекта.
«По поводу итогов первого чтения могу сказать одно: «Наконец-то!» – это слова президента АП Воронежской области Олега Баулина. «В целом законопроект направлен на повышение качества оказываемой адвокатами квалифицированной юридической помощи, устранение очевидных пробелов в правовом регулировании адвокатской деятельности и разрешение ряда актуальных проблем, возникающих на практике при защите прав и законных интересов доверителей», – соглашается президент Адвокатской палаты Орловской области Сергей Мальфанов.
Но работа над законопроектом, по сути, только начинается. Теперь законодателям предстоит решить, какие положения нужно оставить в документе неизменными, а какие поправить или даже полностью вычеркнуть.
Законопроект № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».