Шаблоны исков и советы о подсудности: как суды используют современные технологии


Иллюстрация: Midjourney.com/Право.ru/Петр Козлов

Иск можно подать через сайт суда или МФЦ. Если ответить на вопросы, то система сгенерирует шаблон заявления и подскажет подсудность спора. Можно прикрепить нужные документы онлайн, а потом через портал следить за ходом дела и получить исполлист в электронном виде. Такие возможности сейчас доступны в столичных судах общей юрисдикции. Опытом цифровизации Мосгорсуд поделился на совещании Совета судей. Его глава Виктор Момотов уверен, что такой опыт стоит распространить на всю страну.

«Суд не для судей, он для граждан», — напомнил председатель Совета судей Виктор Момотов. А общество, по его словам, нуждается в доступном и эффективном правосудии. Помочь в реализации этого запроса может цифровизация. На совещании рассказали об опыте внедрения современных технологий в работу столичных судов. За последнее время СОЮ Москвы удачно реализовали сразу несколько онлайн-проектов, которые позволяют автоматизировать процесс — от подачи иска до направления электронного исполлиста в ФССП и получения вознаграждения адвоката.

Опыт цифровизации московских СОЮ

В прошлом году столичные суды общей юрисдикции рассмотрели более 3 млн дел и материалов. С такой нагрузкой помогают справиться специальные цифровые инструменты. Например, комплексная информационная система судов общей юрисдикции (КИС СОЮ). Она полностью автоматизировала судебное делопроизводство, сейчас к ней подключены все районные суды столицы и Московский городской суд. Об этом рассказал и. о. начальника управления Судебного департамента в Москве Егор Игнащенко. 

Через КИС СОЮ можно смотреть видеозаписи заседаний со своим участием или знакомиться с материалами дела, подавать иски в режиме онлайн и получать исполлисты в электронном виде. В этом году организована работа с МФЦ, чтобы граждане могли использовать сервис из этих центров. Услугой за три месяца воспользовались больше 500 москвичей. Генеральный директор Судебного департамента при ВС Александр Гусев отметил, что можно привлекать СМИ, активнее рассказывать о возможности подачи исков через МЦФ. По его мнению, это поможет популяризировать услугу. 

Игнащенко рассказал об алгоритме действий в таких случаях. Изначально у заявителя узнают о наличии учетной записи на «Госуслугах»‎. Если ее нет, гражданина регистрируют на портале. После этого администратор МФЦ провожает в центр общественного доступа — такие отделы есть во всех московских многофункциональных центрах. В зависимости от подсудности дела, оператор предлагает воспользоваться разными информационными системами, в том числе и КИС СОЮ. В системе есть модуль «Интерактивный помощник». 

Граждане могут сформировать с помощью шаблона исковое заявление, и система подскажет все шаги, которые необходимо пройти, чтобы получить судебную защиту. И укажет, какие документы нужно прикрепить к исковому заявлению. 

Егор Игнащенко

В этой системе сгруппированы разные жизненные ситуации. Заявитель может выбрать свою и ответить на предложенные вопросы. В зависимости от ответов, автоматически генерируется проект искового заявления, который можно подписать в электронном виде и направить в суд, куда именно — подскажет «Модуль определения подсудности». 

Еще один цифровой проект связан с автоматизацией обмена документами с Адвокатской палатой Москвы. Благодаря интеграции системы учета и контроля процессуальных издержек (УКОП) с автоматизированной информационной системой АП Москвы (АИС АПМ), судьи могут онлайн формировать и направлять заявки на вызов адвоката. Юристы уже через свою платформу могут принять дело в работу, а после его завершения — оформить заявление о выплате вознаграждения. Судья получает документ в электронном виде и уже через УКОП составляет постановление на оплату. Все делается онлайн с помощью готовых шаблонов.

Сейчас система работает не только в Москве, но еще в Самарской области и Татарстане. А еще 12 регионов заинтересовались разработкой. 

На совещании рассказали и о других сервисах, которые реализовал Мосгорсуд. В их числе горячая линия городского суда. Изначально звонок поступает в колл-центр. Для консультации абонента оператор обращается к порталу СОЮ города или в так называемую базу знаний, отметил зампред Мосгорсуда Максим Ивченко. Там собраны ответы на самые популярные вопросы граждан. Если даже с помощью нее ответ не находится, оператор соединяет позвонившего с сотрудником аппарата суда. 

По словам Ивченко, такая система позволяет сэкономить рабочее время работников аппарата, которое уходило на общение с гражданами. Еще сервис поможет сократить число жалоб от москвичей, которые раньше не всегда могли дозвониться до нужного суда. Председатель Мосгорсуда Михаил Птицын сказал, что к системе подключат все районные суды города. Делать это будут постепенно. Накануне начали подсоединять к горячей линии Бабушкинский райсуд, потом звонки начнут принимать от Бутырского и Люблинского райсудов. У каждого из них будет собственная база знаний, составленная с учетом самых популярных запросов граждан.

Мосгорсуд делает шаги в зону доступности и прозрачности правосудия. В этом плане, я думаю, Москва идет семимильными шагами. Мы хотели бы, чтобы этот опыт был распространен на всю территорию России.

Виктор Момотов

С тем, что передовые практики следует тиражировать на всю страну, согласился и замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Дмитрий Огуряев. Он обратил внимание и на финансовый вопрос: важно, чтобы для регионов это не было затратно. Момотов подчеркнул, что Мосгорсуд еще может посмотреть на опыт внедрения современных технологий других регионов. Например, в Амурской области в конструкторе шаблонов исков используют искусственный интеллект. К этой практике можно прийти повсеместно. 

Метки записи:  

Оставить комментарий

avatar
  
smilegrinwinkmrgreenneutraltwistedarrowshockunamusedcooleviloopsrazzrollcryeeklolmadsadexclamationquestionideahmmbegwhewchucklesillyenvyshutmouth
  Подписаться  
Уведомление о