Пленум ВС объясняет, как рассматривать дела о защите избирательных прав


Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Сегодня Пленум Верховного суда рассмотрел проект постановления о рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. Зампред ВС Татьяна Петрова отметила, что в 2023-м исполнилось 12 лет с момента, когда суд последний раз давал разъяснения по этим вопросам, потому их необходимо обновить. В проекте нового постановления, который отправили на доработку, объясняется, как выявить подкуп избирателей и чем информирование отличается от агитации. В документе обратили внимание и на процессуальные вопросы.

Татьяна Петрова, глава коллегии Верховного суда по административным делам, поделилась статистикой дел о защите избирательных прав. Их количество зависит от уровня выборов и количества избирательных кампаний, объяснила зампред ВС. В 2020 году суды рассмотрели почти 3000 дел и материалов при проведении порядка 9000 избирательных кампаний, отметила судья. А в 2022 году провели свыше 4000 избирательных компании и рассмотрели порядка 1500 административных дел. Количество же удовлетворенных требований составило около 30%. При этом в апелляции обжалуют более половины решений, заметила Петрова. Потому разъяснения по вопросам защиты избирательных прав нужно актуализировать.

В проекте нового постановления Пленума 144 пункта. Среди них разъяснения по таким вопросам.

1Где оспаривать решения сразу нескольких избиркомов 

Вышестоящие избиркомы могут оставить в силе или изменить выводы нижестоящих комиссий. Такие решения вышестоящих комиссий можно оспорить в суде вместе с решениями нижестоящих. В подобных случаях подсудность определяют в зависимости от уровня комиссии, чье решение обжаловали в вышестоящем избиркоме.

Пункт 10.

2Что считается бездействием избиркома

Бездействие избиркома — неисполнение законной обязанности, которое определяет полномочия комиссии. Одна из форм бездействия — уклонение от принятия решения. Под ним следует понимать случаи, когда избиркомы должны были на заседании коллегиально рассмотреть вопрос и принять по нему решение, но не сделали этого. Если же коллегиальное решение не приняли по вопросам, которых нет в законе, это не будет уклонением.

Пункт 16.

3Куда жаловаться при электронном голосовании

Гражданин может участвовать в электронном голосовании, если его включили в соответствующий список избирателей и исключили при этом из списка избирателей по месту жительства. Он может подать иск о защите избирательных прав в суд по месту нахождения территориального избиркома электронного голосования.

Пункт 22.

4В какие списки избирателей включают военнослужащих

Военнослужащих по призыву, которые служат в воинских частях в муниципальных образованиях, включают в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума, когда до призыва они жили на территории этих муниципальных образований.

Контрактники же и члены их семей, которые зарегистрированы по адресам воинских частей, могут включаться в списки избирателей, участников референдума, в том числе на образованных в воинских частях избирательных участках, участках референдума.

Пункт 24.

5Сроки рассмотрения дел

Когда иск поступил в суд до дня голосования, его должны рассмотреть в течение пяти дней со дня поступления, но не позже дня перед днем голосования.

Иски же, которые поступили в день перед голосованием, в день самого голосования или в день, следующий за днем голосования, рассматривают немедленно. Если нужно дополнительно проверить факты из заявления, то иск рассматривают не позже чем через десять дней со дня его подачи. 

Пункт 40.

6Как следует извещать лиц о рассмотрении дела

Чтобы своевременно рассматривать дела о защите избирательных прав, суды могут извещать участников дела с их согласия о деталях рассмотрения спора через СМС, электронную почту и «Госуслуги». При этом важно, чтобы участник процесса не просил направить ему извещения в бумажном формате или через систему электронного документооборота.

Властей же, которые выступают административными истцами, можно извещать только через размещение информации о заседании в интернете. Исключение составляет случай, когда они просили при направлении извещения не использовать интернет, потому что у них нет технического доступа. 

Пункт 45.

7Когда кандидат не может избираться

Кандидату откажут в регистрации, если у него есть гражданство другой страны. Факт прекращения гражданства подтверждается только документом, который выдал уполномоченный орган этого государства. Также нужно направить уведомление о прекращении гражданства в территориальный орган МВД.

Если с кандидата снимут судимость или она будет погашена, это не отменит того, что его осудили за преступление. Такой кандидат все равно не может избираться.

Если кандидат причастен к работе экстремистской или террористической организации, он не может занимать публичные выборные должности.

Пункты 86, 87, 91.

8Отличие агитации от информирования

При информировании избирателей или участников референдума нет цели побудить:

  • к голосованию за определенного кандидата или против него; 
  • поддержать инициативу провести референдум или отказаться от этой поддержки;
  • голосовать или нет на референдуме;
  • поддержать или нет вопрос референдума.

Организации, которые выпускают СМИ, могут высказывать свое мнение, комментировать кампании только за пределами информационных блоков.

Пункт 109.

9Запрет использовать служебное положение

При проведении избирательной кампании не могут использовать преимущества своего служебного или должностного положения кандидаты: 

  • которые занимают государственные или выборные муниципальные должности, находятся на гос- или муниципальной службе, входят в органы управления организаций, кроме политпартий; 
  • должностные лица, журналисты, другие творческие работники организаций, выпускающих СМИ.

Отказать в регистрации кандидатов или проведении референдума, в исключении кандидата из списка, в отмене регистрации кандидата могут, только если он неоднократно использовал преимущества своего положения. Таковым считается использование привилегий не менее двух раз.

Пункты 117–118.

10Как определить подкуп избирателей

Когда суд определяет, подкупили избирателей, участников референдума или нет, то надо выяснить:

  • совершали ли действия во время кампании;
  • можно ли из-за характера действий сделать вывод, что избирателей побудили или побуждают голосовать за кандидатов или против, поддержать инициативу провести референдум или отказаться от этого, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вопрос референдума; 
  • в отношении кого совершили эти действия.

Подкупом избирателей будут считаться не только действия кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, но и поступки других лиц по их поручению или с их ведома. Из-за этого могут отказать в регистрации, отменить решение о регистрации или аннулировать саму регистрацию. 

Пункт 119.

11Обжаловать итоги можно только на «своем» участке

Обжаловать решение избиркома об итогах голосования могут только те граждане, чье активное избирательное право (право избирать кого-либо) затронуто порядком проведения голосования и определением его итогов. 

Иск об оспаривании решения или действия участкового избиркома или комиссии референдума по поводу итогов голосования может подать избиратель или участник референдума только там, где он участвовал в выборах или референдуме. Оспорить результаты на другом участке гражданин может, только если был кандидатом и решение избирательных органов затрагивает его право быть избранным.

Пункт 122.

Проект постановления Пленума пока не опубликовали. Документ отправили на доработку.

Метки записи:  

Оставить комментарий

avatar
  
smilegrinwinkmrgreenneutraltwistedarrowshockunamusedcooleviloopsrazzrollcryeeklolmadsadexclamationquestionideahmmbegwhewchucklesillyenvyshutmouth
  Подписаться  
Уведомление о