Доступ субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам: предложения по совершенствованию

Доступ субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам: предложения по совершенствованию

24 октября 2022

Наталья Ключевская

Доступ субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам: предложения по совершенствованию

© digitalgenetics / Фотобанк Фотодженика

В этом материале:

  • О планируемом расширении состава участников национальной гарантийной системы поддержки МСП
  • О новых законодательных требованиях к государственным (муниципальным) МФО и их деятельности
  • О возможном пополнении перечня функций Корпорации МСП

Одним из инструментов реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р, является формирование и развитие национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – НГС). За период с 2015 по 2020 годы участники НГС предоставили более 52 тыс. независимых гарантий и поручительств более чем 34 тыс. субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки на общую сумму 658,4 млрд руб.

В сочетании с прямой кредитной поддержкой со стороны акционерного общества "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" (далее – АО "МСП Банк" и лизинговыми услугами с участием акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее – Корпорация МСП) и АО "МСП Банк" это обеспечило консолидированный объем финансовой поддержки в рамках НГС в размере 1,423 трлн руб. Причем, как показывает статистика, сумма финансовой поддержки ежегодно растет – если в 2015 году она составляла 93 млрд руб., то к середине 2020 года достигла уже 209 млрд руб. Напротив, средневзвешенная ставка по кредитам и займам, выданным субъектам МСП с участием НГС, с каждым годом снижается – с 16,91% в 2015 году до 9,13% в 2019 году. Такие ставки на 1,5-2% ниже среднерыночного значения (п. 11 Основных положений развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2024 года, утв. Приказом Минэкономразвития России от 9 сентября 2020 г. № 586).

С таблицей условий отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам малого и среднего предпринимательства и к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства можно ознакомиться в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Работа по развитию НГС и расширению на этой основе гарантийной поддержки малых и средних предприятий, привлекающих кредитные ресурсы, начатая еще в 2014 году, продолжается и сейчас. В частности, предпринимаются меры по совершенствованию этой системы. Так, на прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект1, который предлагает ряд поправок в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Закон № 209-ФЗ) в части:

  • включения государственных (муниципальных) микрофинансовых организаций (далее – государственные (муниципальные) МФО) в состав участников НГС;
  • установления требований к таким МФО и их деятельности;
  • регламентации деятельности Корпорации МСП по оценке финансовой устойчивости и эффективности деятельности государственных (муниципальных) МФО, в том числе в целях оказания им последующей финансовой поддержки.

На указанных поправках остановимся более подробно.

 

Расширение состава участников национальной гарантийной системы поддержки МСП

Законопроектом планируется расширить состав участников НГС, дополнительно включив в него государственные (муниципальные) МФО. Напомним, НГС нацелена на обеспечение доступа субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам. Она состоит из участников национальной гарантийной системы, к которым действующее законодательство относит Корпорацию МСП, АО " МСП Банк", а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (п. 9 ст. 3 Закона № 209-ФЗ).

Именно через эти организации оказывается гарантийная поддержка субъектам МСП – путем предоставления поручительств или независимых гарантий по:

  • обязательствам субъектов МСП или организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, основанным на кредитных договорах, договорах займа, финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и т. д.;
  • обязательствам кредитных организаций, микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования, иных юрлиц, оказывающих финансовую поддержку субъектам МСП;
  • обязательствам специализированных финансовых обществ по выпуску облигаций, обеспеченных залогом прав (требований) по кредитным договорам, договорам займа или иным обязательствам субъектов МСП;
  • иным обязательствам субъектов МСП или организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП (ч. 1 ст. 17.1 Закона № 209-ФЗ).

Предполагается, что включение государственных (муниципальных) МФО в состав участников НГС позволит увеличить объемы финансовой поддержки, оказываемой субъектам МСП на основании единых стандартов работы, и повысит прозрачность деятельности и эффективность использования бюджетных средств.

 

Требования к государственным (муниципальным) МФО и их деятельности

Закон предусматривает, что не только хозяйствующие субъекты, обращающиеся за поддержкой к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, должны соответствовать установленным требованиям, но и сами организации, оказывающие такую поддержку. В частности, Законом № 209-ФЗ определены требования к региональным гарантийным организациям и к их деятельности и требования к членам органов управления региональной гарантийной организации (ст. 15.2-15.3 Закона № 209-ФЗ). Соответственно, если законопроект будет принят и перечень участников НГС расширится, то в Законе № 209-ФЗ должны будут появиться и требования к государственным (муниципальным) МФО и их деятельности.

В тексте инициативы они спроектированы в отдельной статье, которая не только дает определение государственных (муниципальных) МФО, но и конкретизирует общие требования к таким организациям и к их бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, под государственными (муниципальными) МФО понимаются юридические лица, одним из учредителей (участников) или акционеров (в случае, если организация является акционерным обществом) которых является субъект РФ или муниципальное образование соответственно и которые осуществляют в качестве основного вида деятельности деятельность, направленную на предоставление микрозаймов субъектам МСП и (или) организациям, образующим инфраструктуру поддержки таких субъектов. Уточняется, что государственная (муниципальная) МФО должна обеспечивать:

  • ведение самостоятельного учета средств целевого финансирования, предоставленных из бюджетов всех уровней;
  • формирование собственных средств (капитала), в том числе за счет указанных средств целевого финансирования;
  • их использование в целях предоставления микрозаймов субъектам МСП или организациям, образующим инфраструктуру их поддержки.

Что касается бухгалтерской (финансовой) отчетности новых участников НГС, то она будет подлежать ежегодному обязательному аудиту аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, проводимому на конкурсной основе.

Кроме того, проектируемая статья предусматривает, что государственные (муниципальные) МФО должны соответствовать требованиям, которые для них и их деятельности установит Минэкономразвития России. В частности, речь идет:

  • о порядке и условиях предоставления государственными (муниципальными) МФО микрозаймов субъектам МСП или организациям, образующим инфраструктуру поддержки таких субъектов;
  • максимальном размере и сроке предоставления микрозайма, а также требованиях к структуре портфеля микрозаймов;
  • порядке определения процентной ставки за пользование микрозаймом;
  • требованиях к аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и порядку их отбора;
  • формах отчетов о деятельности государственных (муниципальных) МФО и порядке их предоставления;
  • иных требованиях, связанных с деятельностью государственных (муниципальных) МФО.

В случае принятия предлагаемых поправок государственные (муниципальные) МФО ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за отчетным, должны будут размещать на официальных сайтах информационной поддержки субъектов МСП и на своих официальных сайтах сведения о сумме и количестве микрозаймов, выданных за отчетный период.

Кроме того, согласно законопроекту государственные (муниципальные) МФО будут подлежать ежегодному ранжированию Корпорацией МСП с присвоением ранга, характеризующего степень финансовой устойчивости и эффективность их деятельности как участников НГС. С учетом присвоенного ранга такие МФО и будут оказывать финансовую поддержку субъектам МСП и организациям, входящим в инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Напомним, оказание финансовой поддержки может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки (ч. 1 ст. 17 Закона № 209-ФЗ).

 

Новые функции Корпорации МСП

Поскольку деятельность по оказанию субъектам МСП поддержки координирует Корпорация МСП, то в случае появления нового участника такой поддержки расширится и функционал корпорации. В частности, она займется проверкой соблюдения государственными (муниципальными) МФО установленных требований к ним и их деятельности – делать это нужно будет ежегодно в соответствии с порядком и в сроки, которые определит Минэкономразвития России. Как подчеркивают разработчики законопроекта, методология ранжирования поможет усовершенствовать систему распределения средств федерального бюджета на развитие государственных (муниципальных) МФО в части первоочередного предоставления средств финансово устойчивым и эффективно работающим организациям.

При выявлении факта несоблюдения требований Корпорация МСП сможет обратиться в Минэкономразвития России для принятия решений в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Также в случае одобрения поправок в функционал Корпорации МСП войдет ежегодная организация и проведение ранжирования государственных (муниципальных) МФО с присвоением ранга. Аналогичные полномочия Корпорации МСП в настоящий момент предусмотрены в отношении региональных гарантийных организаций.

***

Поскольку в самом тексте законопроекта не указан срок вступления в силу предусмотренных им поправок, в случае одобрения они начнут действовать через 10 дней после дня официального опубликования соответствующего закона (ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"). Авторы инициативы уверены, что совершенствование деятельности государственных (муниципальных) МФО позволит не только улучшить условия кредитования субъектов МСП, обеспечив им льготный доступ к заемным средствам и увеличив объемы долгосрочного кредитования, но и повысит эффективность деятельности самих участников НГС и эффективность расходов бюджетов, направляемых на финансирование деятельности таких участников. 

Кроме того, предлагаемые меры помогут сфокусировать поддержку, предоставляемую государственными (муниципальными) МФО, в приоритетных целевых сегментах – в сфере развития инновационных, высокотехнологичных субъектов МСП, включая стартапы, в социальной сфере, сферах физкультуры, спорта, туризма, экспорта, благоустройства городской среды, экологии и т. п., в сфере кредитования под залог интеллектуальной собственности, на отдельных приоритетных территориях, включая ДФО, Северо-Кавказский федеральный округ, моногорода и т. п. Это важно, поскольку по статистике, приведенной в пояснительной записке к законопроекту, более 50% выдачи микрозаймов государственными (муниципальными) МФО в настоящее время осуществляется вне приоритетных групп, установленных Минэкономразвития России.

Несмотря на то что с конца прошлого года собственные средства (капитал) государственных (муниципальных) МФО увеличились с 74,9 млрд до 80,2 млрд руб., действующий портфель повысился с 61,5 до 65 млрд руб., а действующий портфель с просрочкой более 30 дней уменьшился с 3,1 до 2,97 млрд руб., в целом наблюдается низкая эффективность деятельности таких МФО – по итогам 2021 года на одного сотрудника в среднем приходилось 11 микрозаймов в год, то есть порядка 1 микрозайма в месяц. А если учесть, что у государственных (муниципальных) МФО в целях предоставления микрозаймов действуют более 1 тыс. позиций продуктовых решений с различными условиями предоставления микрозайма, диапазон ставок в текущем году варьируется от 0% до 20% годовых (размер средневзвешенной ставки – 7,2% годовых), а средний срок предоставления микрозайма составляет 2,2 года, то потенциал таких МФО может быть полезен для целей предоставления поддержки субъектам МСП. В пользу этого довода говорит также и то, что государственные (муниципальные) МФО в своей деятельности применяют консервативный подход взаимодействия с заемщиками, то есть практически не используют практику онлайн-выдачи микрозаймов и требуют обязательного наличия залогового обеспечения. А такой подход положительно сказывается на повышении прозрачности деятельности и эффективности использования бюджетных средств.

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 218254-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Метки записи:  

Оставить комментарий

avatar
  
smilegrinwinkmrgreenneutraltwistedarrowshockunamusedcooleviloopsrazzrollcryeeklolmadsadexclamationquestionideahmmbegwhewchucklesillyenvyshutmouth
  Подписаться  
Уведомление о