ВС подтвердил право субъектов РФ на введение моратория на приватизацию сельскохозяйственных земель

Как указал Суд, определение начала приватизации участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится исключительно к полномочиям субъекта РФ

ВС подтвердил право субъектов РФ на введение моратория на приватизацию сельскохозяйственных земель

Одна из экспертов заметила, что Суд повторил свою позицию о том, что предоставление субъектам РФ права определять дату начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения не является ограничением или установлением дополнительных правил гражданского оборота, а, наоборот, соответствует существу правового регулирования оборота этой категории земель. Другой отметил, что определение ВС РФ направлено на формирование единообразия в применении и толковании судами норм земельного права, регулирующих земельные правоотношения по приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения. Третий назвал позицию Верховного Суда последовательной и прозрачной.

6 марта Верховный Суд вынес Определение № 310-ЭС22-22518 по делу № А36-8482/2021 об оспаривании арендатором сельскохозяйственных земель в Липецкой области отказа местной администрации по продаже ему этих участков без торгов.

Летом 2011 г. администрация Грязинского муниципального района Липецкой области предоставила в аренду ООО «Карамышевское» несколько земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства сроком на 49 лет. Впоследствии общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении этих участков в собственность без проведения торгов на основании п. 4 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса. В удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на действие в Липецкой области моратория на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения, введенного Законом Липецкой области от 4 декабря 2003 г. № 81-ОЗ.

Общество «Карамышевское» обжаловало отказ в суде со ссылкой на то, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы арендатора. Первая инстанция удовлетворила требования под предлогом недопустимости принятия субъектами РФ законов и иных НПА, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В решении суда также отмечалось, что граждане и юрлица могут приобрести арендуемые ими участки земли согласно п. 4 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Каких-либо иных условий для приобретения участков эта норма не содержит, она также не предусматривает возможность их установления на уровне субъекта РФ.

Апелляция не поддержала выводы первой инстанции и отказала в удовлетворении требований общества со ссылкой на то, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация таких земельных участков, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется с момента, установленного законом этого субъекта. Согласно Закону № 81-ОЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Липецкой области, осуществляется на возмездной основе с января 2029 г. Поскольку на момент обращения общества с заявлением о выкупе спорных участков приватизация вышеуказанных земельных участков запрещена, администрация правомерно отказала в удовлетворении такого требования.

Поскольку окружной суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение первой инстанции, администрация подала кассационную жалобу в Верховный Суд. Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории субъекта РФ, происходит в установленном порядке с момента (даты), определенного законом этого субъекта. Определение момента начала приватизации таких земельных участков относится исключительно к полномочиям субъекта РФ, которые при регулировании соответствующих отношений учитывают существующие в регионе природно-климатические и социально-экономические условия.

Как пояснил ВС, на территории Липецкой области порядок приватизации таких земель регулируется Законом № 81-ОЗ, согласно которому эта приватизация возможна на возмездной основе с 1 января 2029 г., кроме случаев предоставления участков для размещения производственных объектов сельскохозяйственного назначения, приватизация которых осуществляется с сентября 2005 г. Действие этого Закона направлено на защиту государственной и муниципальной собственности на землю, не затрагивает вопросы оснований реализации и порядка приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, не содержит дополнительных ограничений оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения.

ВС напомнил, что определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом РФ компетенции по данному вопросу, но и согласуется с п. 4 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ. Введенный в Липецкой области мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не лишает общество «Карамышевское» возможности продолжать использовать спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения на праве аренды. После прекращения моратория или в случае внесения изменений в Закон № 81-ОЗ, которыми могут быть предусмотрены исключения из общего правила о моратории на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, общество будет вправе приобрести участки в собственность. В связи с этим ВС отменил судебные акты первой и кассационной инстанций, оставив в силе постановление апелляции.

Адвокат адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Светлана Сотникова пояснила, что мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения представляет собой законодательно установленное право субъекта РФ определять срок начала приватизации участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. «В Определении от 6 июня 2018 г. № 19-АПГ18-3 Верховный Суд уже высказал позицию о том, что предоставление субъектам РФ права определять дату начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения не является ограничением или установлением дополнительных правил гражданского оборота, а, наоборот, соответствует существу правового регулирования оборота этой категории земель. Таким образом, ВС вновь сохранил сформированный ранее Судом правовой подход к разрешению данной категории споров», – заметила она.

Адвокат «Адвокатская консультация № 63» МРКА Борис Юрченко отметил, что ВС сделан важный и правильный вывод о том, что определение момента начала приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения относится исключительно к полномочиям субъекта РФ, которые при регулировании отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, учитывают существующие в субъекте природно-климатические и социально-экономические условия. «Этот вывод полностью соответствует Закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения, положения которого и должны были применяться к этому спору. Это определение ВС РФ направлено на формирование единообразия в применении и толковании судами норм земельного права, регулирующих земельные правоотношения по приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения», – полагает он.

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников отметил, что в комментируемом определении Верховный Суд вновь высказался о том, что специфика регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения предполагает приоритет норм специального Закона о землях сельхозназначения, относящих исключительно к полномочиям субъекта РФ определение момента начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения, над иными нормами указанного закона и Земельного кодекса. «Такая позиция ВС представляется последовательной и прозрачной, однако нужно вспомнить недавнее Определение Суда от 26 декабря 2022 г. № 308-ЭС22-18521 по делу № А20-3540/2020, в котором рассматривался куда менее очевидный вопрос о конкуренции норм, устанавливающих обязанность владельцев права постоянного (бессрочного) пользования земель сельскохозяйственного назначения переоформить его в право аренды или собственности, и все тех же норм Закона о землях сельхозназначения, предоставляющих субъектам право вводить мораторий на приватизацию. В том деле ВС, признавая, но игнорируя ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования, отдал приоритет праву регионов вводить мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения», – напомнил он.

Зинаида Павлова

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля