Законы и шляпки: история первой женщины-юриста Австралии
Иллюстрация: Право.Ru/Оксана Острогорская Фото: unimelb.edu.au
Когда Грата Флос Матильда Грейг переступила порог юрфака Университета Мельбурна в 1897 году, закон еще не позволял женщинам работать юристами. Хотя правовая система ее и не признавала, Грейг отвоевала право на профессию. На церемонии посвящения в юристы судья прямо при ней выразил сомнения, что женщины могут преуспеть в юриспруденции. А журналистов больше интересовали ее наряды, а не выступления. Но это не остановило первую женщину-юриста Австралии, чью историю рассказал The Conversation.
Флос родилась в Шотландии, а когда ей было девять, мать с отцом решили, что семья переедет в Австралию. Поездка заняла три месяца, и в 1889 году Грейги осели в Мельбурне. Там отец основал текстильную фабрику.
Флос росла в семье, свободной от предрассудков. Оба родителя были уверены, что Флос, как и другим детям – четырем сестрам и трем братьям, – будет полезно получить высшее образование. И это в то время, когда женщины редко учились в университетах. Флос росла в уверенности, что женщины могут быть успешны в профессии. У нее перед глазами были живые примеры: старшие сестры Джанет и Джин выучились на врачей, другая сестра Клара шла к открытию репетиторской школы для студентов, а четвертая сестра Стелла последовала примеру Флос и тоже выбрала юриспруденцию. 16-летняя Флос начала изучать право, когда женщины не только не могли быть юристами – у них не было возможности голосовать или занимать посты в законодательных органах. Но это девушку не остановило. По мере приближения выпускных экзаменов она задалась целью преодолеть «многочисленные барьеры на пути к успеху».
Однокурсницы, как заметила Флос, тоже хотели бы начать карьеру, но на их пути было столько препятствий, что, обдумав ситуацию, они решили, что оно того не стоит. Сама она была другого мнения. Еще в 1903-м, когда женщины были во многом исключены из общественной жизни, она заявляла: «Женщины во всем равны мужчинам и вполне могут быть самостоятельными во всех областях».
Написала закон про себя
Через шесть лет после того, как Флос поступила в университет Мельбурна, Законодательное собрание австралийского штата Виктория приняло закон об отмене недееспособности женщин, также известный как разрешающий закон имени Флос Грейг. Женщины получили возможность делать карьеру в праве. Как же это произошло?
В то время как в детстве Флос видела ролевые модели обоих полов, в более взрослом возрасте ей пришлось опереться на некоторых мужчин, чтобы открыть двери в полностью мужское юридическое сообщество. Ее однокурсники поначалу сомневались в способностях женщины-юриста, но довольно скоро ей удалось их переубедить. Она не только закончила курс второй по успеваемости – ее однокурсники проголосовали за то, чтобы дать женщинам возможность заниматься юриспруденцией. Их поддержка, конечно, подпитывала ее амбиции.
Следом Флос обратилась к одному из своих преподавателей, Джону Маккею, который также был членом Законодательного собрания Виктории. Они вместе с другими активистами и разработали законодательную поправку. Как утверждал Маккей, новый закон отчасти убедит женщин, которые сомневаются, что получат справедливость от чисто «мужского» парламента.
А Флос тем временем нужно было пройти стажировку под надзором, чтобы получить разрешение практиковать. Она стала первой женщиной в Австралии, кто сделал это. Флос успешно прошла стажировку у юриста по коммерческому праву из Мельбурна Фрэнка Корнуолла. И вот 1 августа 1905 года она получила официальное разрешение работать юристом.
На торжественной церемонии судья Джон Мэдден описал Флос как «грациозную вестницу революции». Но он также выразил сомнения в ее будущем.
Женщины больше склонны к сочувствию, чем к правосудию, более эмоциональны, чем логичны. В юриспруденции знание мира так же важно, как знание закона, если не важнее. Женщины, даже если и обладают знанием мира, испытывают трудности с тем, чтобы это четко выразить.
Флос докажет, что Мэдден ошибался насчет ее знания мира – и в юриспруденции, и в другой ее страсти, путешествиях.
«Что я носила? Не спрашивайте!»
На церемонии ее имя прозвучало третьим – в алфавитном порядке – до того, что описали как «необычно большое собрание юристов, «мирян» и женщин, которых редко можно увидеть в стенах суда». Присутствующие заметили улыбки на лицах судей, когда они заходили в переполненную комнату, при виде Флос среди ее мрачно одетых коллег.
Репортеров больше интересовал ее внешний вид, а не профессиональные качества. Когда журналист спрашивал Флос, как она оделась по случаю, она вспыхнула: «Что я носила? Не спрашивайте!» Но затем призналась: «Ну, если настаиваете… Я была в сером и зеленоватой шляпе, отделанной фиалками». Другой репортер критиковал шляпку, украшенную цветами, как «самый нелегальный наряд». Будто для этого были хоть какие-то основания: до этого нация никогда не видела костюма женщины-юриста.
Флос скоро основала свой кабинет в Мельбурне. Она сосредоточилась на работе с женщинами и детьми. Среди других инициатив – она участвовала в лоббистской кампании по созданию «детского суда» в Виктории.
Увлеченность репортеров нарядами Флос не ослабела, когда ее допустили к практике. К примеру, в 1905 году она произнесла на Конгрессе женщин Виктории речь «Некоторые положения закона относительно женщин и детей». Как написал репортер, «она мастерски владеет темой и дала огромное количество полезной и даже иногда поразительной информации». Но равно был достоин упоминания «стильный, хотя и простой наряд из серой ткани с кремовым кружевным поясом» и ее «милая черная шляпка и белые перчатки». Внешний вид других выступающих (мужчин) остался без внимания.
Помимо своей работы, Флос также помогала другим женщинам сделать карьеру в праве. Она основала общество активистов в 1910 году, а через два года оно стало престижным Лицейским клубом в Мельбурне, который помогал женщинам продвигаться в профессии и налаживать связи.
Флос стала первым президентом Женского юридического общества. В 1905 она заявляла: «Если политика не подходит для женщин, то надо сделать так, чтобы подходила, и чем раньше – тем лучше» (в 1908 году женщины Виктории отвоевали право голосовать).
Право было не единственной страстью Флос. Она много путешествовала. Как-то она отправилась в долгую поездку по Азии: Сингапуру, Китаю, Бали, Яве, Малайзии – и даже провела две недели в бирманских джунглях. Она останавливалась в местных жилищах, а вернувшись домой, развлекала публику рассказами о «леопардах, тиграх, диких свиньях, павлинах». Она выступала с лекциями и по радио на темы географии, религии и рас.
В конце карьеры Флос работала в юрфирме в городке Вангаратта и разъезжала по сельской местности на автомобильчике. Она оставалась активистом, поддерживала высшее образование для женщин и одну из политических партий. Умерла Флос в 1958 году. Она не увидела, как женщина стала первым председателем Верховного суда Виктории в 2003 году, но явно предвосхитила свое время, считая женщин равными мужчинам.
Перевод статьи "Hidden women of history: Flos Greig, Australia’s first female lawyer and early innovator".