«Я не согласна»: почему судья Гинзбург стала иконой в Америке
Фото: wikipedia.org
19 сентября в США скончалась судья Верховного суда Рут Бэйдер Гинзбург, олицетворение феминизма и борьбы за равные права. Она была первой женщиной-профессором Колумбийского университета и второй женщиной в системе ВС США за всю его историю. Ее интервью расходились на цитаты, а ее судейские мнения послужили основой для бродвейской оперы. Деятельность Гинзбург оценил американский президент Дональд Трамп, который выразил соболезнования после ее кончины: «Она была потрясающей женщиной и провела потрясающую жизнь». Глава Верховного суда Джон Робертс, комментируя известие о ее смерти, заявил, что США «потеряли юриста исторического значения».
Женщинам работы нет
Джоан Рут Бэйдер родилась в Бруклине в 1933 году в небогатой еврейской семье. Отец был родом из Одессы, мать родилась в Нью-Йорке в семье австрийских евреев. В детстве ее образованием занималась мать. «Мама постоянно учила меня двум вещам: первая – быть леди, а вторая – быть независимой. Изучать право для женщин моего поколения было нетипично, - вспоминала Гинзбург. - Для большинства девочек, выросших в 1940-х, приставка "миссис" перед фамилией была намного важнее, чем B. A.»
Она училась в Корнельском университете, где познакомилась с Мартином Гинзбургом, будущим мужем – и потом прожила с ним всю жизнь. «Он был единственным парнем, которому было важно, что у меня есть мозг», - вспоминала судья. В 1956 году Гинзбург стала одной из девяти женщин, принятых на юридический факультет Гарвардского университета, затем перешла в Колумбийский университет. Заседала в редколлегии юридического журнала. Несмотря на отличные оценки и рекомендации, после окончания университета она не получила ни одного предложения о работе. В 1960 году судья Феликс Франкфуртер отказал ей, потому что она была «еврейкой, женщиной и матерью». Гинзбург с помощью рекомендаций удалось получить место у судьи окружного суда Эдмунда Л. Палмери. Она проработала в аппарате два года, но и после этого не получала предложений по работе в частных практиках, в основном из-за пола.
Свою злость на систему Гинзбург выплеснула в конструктивное русло. В 1972 году она стала соосновательницей организации по защите прав женщин Womenʼs Rights Project при Американском союзе защиты гражданских свобод. В том же году она устроилась преподавателем в юридическую школу Колумбийского университета и стала там первой женщиной на этом посту.
Гинзбург стала защищать в суде других женщин, которые подверглись дискриминации по признаку пола. Выступала она и в Верховном суде. Как вспоминала Гинзбург, у ее работы было нечто общее с воспитателем детсада. Она подталкивала судей подумать, что бы они почувствовали, если их близкий человек столкнулся бы с тем, что пережили ее клиенты. Например, она отстояла право беременной женщины-офицера на оплачиваемый отпуск и доказала, что разведенные отцы должны получать алименты, если оставляют детей себе. Она одержала победу в деле «США против Вирджинии», в результате которого в Военный институт Вирджинии начали принимать женщин.
Гинзбург шутила, что в Верховном суде будет достаточно женщин, «когда их будет девять». Ведь, «когда там было девять мужчин – это ни у кого не вызывало вопросов».
Гинзбург была второй женщиной в истории США, которая заняла пост судьи Верховного суда. Она получила эту должность в 1993 году, когда президентом был Билл Клинтон. Гинзбург также была первым демократом в суде за 26 лет.
Икона интеллигентного протеста
В Верховном суде она снискала большую популярность своими мнениями. Например, стало известным ее мнение по делу Shelby County v. Holder. В деле рассматривался вопрос конституционности положений закона об избирательных правах 1965 года. Они обязывали некоторые штаты проходить предварительную проверку в Минюсте США перед тем, как изменить свои избирательные законы. Тогда большинством в пять судей против четырех ВС принял решение, что положения устарели, ущемляют федеративный принцип и суверенитет штатов. Гинзбург была против и высказала свою точку зрения емко: «Отменять предварительную проверку в условиях, когда она защищала и продолжает защищать против дискриминационных изменений – это как выкинуть зонтик посреди ливня, потому что вы не намокли». После этого мнения она получила прозвище Notorious RGB («Печально известная Рут Бэдер Гинзбург», обыгрывается псевдоним американского рэпера Notorious B.I.G.).
Гинзбург стала еще более популярной, когда к власти пришел Трамп. Она была либералом и довольно резко его критиковала, хотя обычно не позволяла политических высказываний. Фигура борца за права женщин и равенство Гизбург контрастировала с Трампом, который говорил на известном видео, что женщин надо хватать между ног, а его администрация урезала программу бесплатных контрацептивов, заморозила инициативу Обамы запустить программу равной оплаты труда, прекратила давать убежище иммигрантам, которые подвергались домашнему насилию в своих странах.
Гинзбург, с ее маленькой, хрупкой фигуркой и благородной манерой поведения, была идеальной ролевой моделью для тех, кто не согласен с действующей властью, но не хочет выглядеть совсем уж оппозиционером. Судью исчезающе редко видели сердитой или взволнованной, даже когда она зачитывала одно из своих пресловутых особых мнений в своем «воротнике несогласия» из черного бархата с камнями, который она надевала каждый раз, когда расходилась во мнениях с большинством судей. В последнее десятилетие она стала настоящей знаменитостью в США. Известность получили многие ее слова, например, «Женщинам место везде, где принимаются решения», «Я не согласна», или «Борись за то, что тебе дорого». С судьей или ее цитатами можно купить разные сувениры – статуэтки, кружки, майки, постеры. Про нее сняли документальный и игровой фильм.
Мать Гинзбург скончалась от рака, когда ее дочь закончила школу. Сама судья с 1999 года лечилась от разных онкологических заболеваний и пережила много операций. Но Гинзбург старалась не пропускать работу из-за болезни. Не спешила она и уходить на пенсию, занималась физкультурой, растяжкой и боксом. «Мне невероятно повезло, что я работаю в системе, где нет принудительного ухода на пенсию. Во многих штатах, да и в большинстве стран мира есть возрастной ценз – 65–75 лет, - говорила она. - Но пока я могу полноценно работать, я буду оставаться судьей Верховного суда».
Так оно и вышло: Гинзбург трудилась до конца своей 87-летней жизни.