ВС разъяснил, как индексировать присужденные суммы денежных средств
Суд отметил, что с 26 июля 2021 г. арбитражные суды не вправе отказывать в индексации присужденных сумм по основаниям, связанным с отсутствием механизма индексации, поскольку в указанной части ст. 183 АПК вошла в противоречие с Конституцией и не подлежит применению
Одна из экспертов отметила, что данная позиция была частично сформирована еще в постановлении Президиума ВАС. Второй резюмировал, что требование об индексации по ст. 183 АПК и иск по ст. 395 ГК являются различными способами защиты имущественных прав взыскателя, но могут использоваться для достижения единой цели, при этом выбор способа защиты осуществляется взыскателем и не может предрешаться за него судом.
Верховный Суд РФ в Определении
№ 309-ЭС21-22349 от 9 августа по делу № А76-39051/2019 разъяснил, что после принятия Конституционным Судом РФ постановления о необходимости внесения изменений в ст. 183 АПК суды не вправе отказывать в индексации по основаниям, связанным с отсутствием ее механизма.
5 ноября 2020 г. Арбитражный суд Челябинской области по исковому заявлению ООО «Право и Финансы» взыскал с ООО «Паритет» неосновательное обогащение в размере более 880 тыс. руб. Апелляция и кассация оставили решение в силе, а судья ВС отказал в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании.
Истец обратился в суд первой инстанции с заявлением об индексации присужденных сумм в соответствии со ст. 183 АПК, определив размер индексации в порядке ст. 395 ГК. В обоснование заявления он указал, что вступившее в законную силу решение исполнено с длительной задержкой, поэтому присужденная сумма подлежит индексации. В обоснование доводов об инфляции истец представил подробные расчеты по состоянию на 1 мая 2021 г., произведя их на каждую из сумм, включенных в состав неосновательного обогащения ответчиком, начиная со дня перечисления последним денежных средств по платежным поручениям. При расчетах истец применил действующие ключевые ставки Банка России.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал на отсутствие федерального закона и договорного условия, предусматривающих индексацию присужденных денежных сумм, и с учетом представленного истцом расчета суммы индексации счел, что требование направлено не на индексацию, а на взыскание процентов по правилам ст. 395 ГК, в связи с чем данное требование может быть предъявлено в порядке отдельного искового производства.
Принимая во внимание правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом в постановлениях от 25 января 2001 г. № 1-П, от 23 июля 2018 г. № 35-П и от 22 июля 2021 г. № 40-П, апелляция указала, что ссылка первой инстанции на отсутствие законных и договорных оснований, предусматривающих индексацию взысканных сумм, не исключает право истца на индексацию.
При этом индексация не является мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а представляет собой правовой механизм, позволяющий полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов (определения КС от 20 марта 2008 г. № 244-О-П и от 6 октября 2008 г. № 738-О-О, Определение ВС от 21 января 2020 г. № 18-КГ19-147).
В итоге апелляционная инстанция не усмотрела оснований для удовлетворения заявления истца. С этой позицией согласился и суд округа.
Истец обратился с жалобой в Верховный Суд. ВС, изучив материалы дела, сослался на Постановление КС от 22 июля 2021 г. № 40-П, которым ч. 1 ст. 183 АПК была признана не соответствующей Конституции в той мере, в какой она не содержит критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться предусмотренная ею индексация.
Как подчеркивалось в данном постановлении, до внесения изменений арбитражным судам в целях реализации ч. 1 ст. 183 АПК, когда условия и размер индексации присужденных денежных сумм не установлены федеральным законом, признаваемым судом как основание для проведения такой индексации, или договором, надлежит использовать в качестве критерия осуществления предусмотренной ею индексации официальную статистику Росстата.
Верховный Суд отметил, что начиная с 26 июля 2021 г. при разрешении вопроса об индексации арбитражные суды, в том числе при пересмотре судебных актов судами апелляционной и кассационной инстанций, не вправе отказывать в индексации по основаниям, связанным с отсутствием ее механизма, поскольку в указанной части ст. 183 АПК вошла в противоречие с предписаниями Конституции и не подлежит применению. Рассмотрение апелляцией и судом округа жалоб истца происходило после вступления в силу Постановления № 40-П/2021, однако оно не было учтено судами.
Верховный Суд посчитал, что нельзя согласиться также с мнением судов о том, что наличие у истца права требовать уплаты процентов, предусмотренных ст. 395 ГК, путем предъявления отдельного иска может выступать самостоятельным основанием для отказа в индексации присужденных сумм.
Как указано в п. 3 Постановления № 40-П/2021, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, полноценное осуществление данного права невозможно при отсутствии правовых механизмов, с помощью которых выигравшая судебный спор сторона могла бы компенсировать неблагоприятные для нее последствия несвоевременного исполнения судебного акта проигравшей стороной. Одним из таких негативных последствий для стороны, в чью пользу взысканы денежные суммы, является обесценивание этих сумм в результате инфляционных процессов, наличие которых в экономике учитывается федеральным законодателем, – в частности, при установлении прогнозируемого уровня инфляции в федеральном законе о федеральном бюджете России на соответствующий год. Компенсировать влияние инфляции на имущественные правоотношения, складывающиеся между взыскателем и должником, своевременно не исполнившим обязательства, возложенные на него судебным решением, призвана индексация взысканных сумм на день исполнения решения суда, имеющая целью восстановление покупательной способности причитающихся взыскателю по решению суда денежных средств, утраченной ввиду инфляции в период исполнения должником данного решения, без чего ставилось бы под сомнение само право взыскателя на судебную защиту, означающее возможность не только обратиться в суд, но и получить не формальную, а реальную защиту нарушенных прав и свобод.
Верховный Суд добавил, что индексация не является мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а представляет собой правовой механизм, позволяющий полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов. Такой же подход к правовой природе индексации был выражен Конституционным Судом в п. 3 Постановления № 35-П/2018, где также указано, что механизм индексации направлен на поддержание покупательной способности взысканных судом денежных сумм, не является мерой гражданской или иной ответственности и применяется вне зависимости от вины лица, обязанного выплатить денежные средства, в задержке их выплаты.
При этом, исходя из того, что арбитражное процессуальное законодательство не регулирует отношения по возмещению убытков одной из сторон материально-правового спора, установление в ч. 1 ст. 183 АПК упрощенного порядка возмещения финансовых потерь при длительной невыплате присужденных судом средств служит лишь дополнительной гарантией, направленной на обеспечение защиты прав взыскателя, и не препятствует возможности возмещения таких финансовых потерь по правилам, предусмотренным нормами материального права, в частности путем предъявления самостоятельного требования о применении способа защиты от убытков из-за инфляции в зависимости от вида спорного правоотношения на основании п. 2 ст. 317, ст. 393, 394 и 395 ГК (Определение КС от 25 июня 2019 г. № 1717-О).
Таким образом, резюмируется в определении ВС, требование об индексации присужденных сумм и требование о выплате процентов в соответствии со ст. 395 ГК представляют собой два возможных способа возмещения потерь, из которых индексация, в отличие от выплаты процентов по правилам ст. 395 ГК, направлена на возмещение потерь, вызванных непосредственно неисполнением судебного акта, и отказ в применении одного из указанных способов по мотивам, связанным с наличием как таковой возможности для заявителя прибегнуть к другому способу возмещения потерь, неправомерен.
Поскольку в данном случае истец обратился именно за индексацией присужденных сумм, его требование подлежало рассмотрению по существу по правилам ст. 183 АПК, – то есть в рамках ранее рассмотренного дела без необходимости предъявления иного самостоятельного иска.
Во исполнение постановления КС был принят Закон от 11 июня 2022 г. № 177-ФЗ «О внесении изменений в статью 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», которым ч. 1 ст. 183 Кодекса изложена в новой редакции. Так, по общему правилу присужденные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, – с момента, когда выплата должна была быть произведена. При этом в качестве общего правила индексации используется официальная статистика Росстата. Соответствующая правовая позиция изложена в Определении
ВС от 30 июня 2022 г. № 305-ЭС21-24614 по делу № А40-260044/2018.
В итоге Судебная коллегия посчитала, что выводы нижестоящих судов нельзя признать законными и обоснованными, и направила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
В комментарии «АГ» младший юрист Land Law Firm Карина Воронова отметила, что данная позиция была частично сформирована ВАС в Постановлении
Президиума от 26 ноября 2013 г. № 8628/13 по делу
№ А25-845/2012, в соответствии с которой лицо, в чью пользу были взысканы судебные расходы, с целью компенсации финансовых потерь вправе обратиться с заявлением об индексации присужденных денежных средств в порядке, предусмотренном ст. 183 АПК, или с иском о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на взысканную сумму судебных расходов (судебный акт принят до внесения изменений в ст. 395 ГК).
Кроме того, до внесения изменений в ст. 183 АПК суды отказывали в индексации присужденных сумм и указывали на возможность возмещения потерь по правилам, предусмотренным нормами материального права (ст. 395 ГК) (например, постановление
АС Восточно-Сибирского округа от 26 августа 2020 № Ф02-3709/2020 по делу
№ А58-5410/2017, постановление
Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2020 г. № 19АП-3922/2019 по делу
№ А14-24214/2018). «Учитывая правовую позицию ВС относительно возможности применения механизма индексации присужденных денежных сумм, изложенную в рассматриваемом определении, можно предположить, что это существенно повлияет на сложившуюся практику в арбитражном процессе», – заключила Карина Воронова.
Адвокат адвокатского бюро ЕМПП Леонид Мисник отметил, что до принятия Постановления КС № 40-П/2021 и Закона № 177-ФЗ сложившимся в практике подходом являлась индексация присужденных сумм с использованием механизма ст. 395 ГК (например, в Определении
СКЭС ВС от 12 октября 2017 г. № 309-ЭС17-7211).
В рассматриваемом определении ВС разрешил возможные противоречия в применении положений ст. 183 АПК и ст. 395 ГК, указав, что как индексация сумм в порядке ст. 183 АПК, так и взыскание процентов по ст. 395 ГК могут рассматриваться в качестве возможных способов возмещения потерь взыскателя, возникших в связи с длительным неисполнением решения. Однако индексация по ст. 183 АПК предусматривает для взыскателя возможность лишь компенсировать частичную утрату покупательной способности присужденных ему сумм вследствие инфляционных процессов, имевших место в период до фактического исполнения судебного акта. В отличие от указанной статьи АПК, ст. 395 ГК представляет собой санкцию за неправомерное удержание чужих денежных средств, которая, однако, тоже может использоваться для возмещения потерь, вызванных неисполнением решения суда. Различия будут иметь место в порядке расчета дополнительно взыскиваемых сумм и в порядке рассмотрения требований. При этом, как справедливо указал ВС, ввиду различий в характере требований отказ суда от индексации сумм на основании того, что заявителю предоставлено право обратиться с отдельным иском по ст. 395 ГК, будет неправомерным, заметил эксперт.
В то же время, добавил Леонид Мисник, необходимо учитывать позицию, изложенную в Определении
ВС от 1 ноября 2021 г. № 305-ЭС18-24172 (6), в которой указано, что нижестоящие суды правомерно отказали в индексации присужденных сумм, посчитав, что заявитель уже реализовал это право, взыскав проценты по ст. 395 ГК. Аналогичная позиция сформулирована в Определении
ВС от 28 февраля 2022 г. № 304-ЭС21-29605.
«Таким образом, требование об индексации по ст. 183 АПК и иск по ст. 395 ГК являются различными способами защиты имущественных прав взыскателя, но могут использоваться для достижения единой цели. При этом выбор способа защиты осуществляется взыскателем и не может предрешаться за него судом», – резюмировал адвокат.