ВС отказал судье, которую оставили без мантии 20 лет назад
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
В 2002 году ККС Красноярского края прекратила судейские полномочия Ларисы Бэрлэдян. Потом ее лишили и статуса отставника, так как она открыла ИП и оказывала платные юридические услуги. Все эти годы бывшая судья пытается вернуть мантию и льготы. Несколько раз она просила пересмотреть решения квалифколлегии по вновь открывшимся обстоятельствам. На этот раз Бэрлэдян сослалась на определения Конституционного суда от 2005 года. Но переубедить Верховный суд у нее не вышло.
Лариса Бэрлэдян (ранее Бондарева) десять лет проработала судьей Емельяновского районного суда Красноярского края. 6 декабря 2002-го местная ККС прекратила ее полномочия в связи с истечением срока. А спустя четыре года Бондареву лишили и статуса отставника, так как она открыла ИП и оказывала платные юридические услуги. Это решение экс-судья пыталась оспорить в Верховном суде, но безуспешно.
В 2015-м она обратилась в квалифколлегию, чтобы решение о прекращении отставки пересмотрели по вновь открывшимся обстоятельствам. Но вернуть льготы не получилось. Но Бондарева не сдалась и в 2020-м еще раз обратилась в краевую ККС с просьбой о пересмотре решений 2002 и 2006 годов. Она уверяла: удостоверение об отставке судьи ей не выдали, поэтому такого статуса у нее было, и она могла заниматься юридической деятельностью. Но эти аргументы не убедили квалифколлегию.
Считает, что в ККС ее обманули
В 2022-м Бондарева обратилась в коллегию по административным делам ВС, чтобы оспорить решение ККС от 2002 года. Дело № АКПИ22-561 единолично рассмотрел судья Вячеслав Кириллов.
По словам экс-судьи, которая пришла на заседание в ВС лично, в 2002 году председатель местной ККС сказал, что срок ее полномочий истекает, так как с назначения прошло 10 лет. В квалификационной коллегии судей руководствовались законом от 4 августа 1989 года «О статусе судей в СССР», который устанавливал десятилетний срок полномочий судей.
Оказалось, что закон от 26 июня 1992 года «О статусе судей» в первоначальной редакции не предусматривал ограничение полномочий судьи определенным сроком. В марте этого года Бэрлэдян обнаружила два определения Конституционного суда (в том числе от 11.03.2005 № 3-О). «В них КС четко указывает, что полномочия судей, который избирались по закону от 26 июня 1992 года, не ограничены. Ограничения связаны только в возрастом», — объяснила Бэрлэдян на заседании. То есть ККС, по ее мнению, незаконно прекратила ее полномочия.
«Я, конечно, сожалею, что была столько лет в заблуждении. Оно связано с авторитетом квалификационной коллегии. Как можно было не поверить заслуженным юристам в том, что полномочия ограничены конституцией РСФСР», — сказала Бэрлэдян
Сегодняшнее заседание продолжалось около двух часов. За это время Кириллов сделал Бэрлэдян замечание из-за отклонения от темы и дважды ограничил время ее выступления.
Так как местная ККС Красноярского края попросила рассмотреть дело без ее представителя, председательствующий в процессе озвучил позицию квалифколлегии. По ее мнению, по действующей на тот момент Конституции судьи всех судов избирались на 10 лет. А нормы закона от 26 июня 1992 года применимы к судьям, которых назначили после внесения зеркальных изменений в новую редакцию Основного закона страны, то есть с 1993 года. А административного истца избрали на должность в 1992 году.
Пропустила срок на 19 лет
Другой довод квалифколлегии связан с пропуском срока на обжалование своего решения. Копия решения коллегии о прекращении полномочий бывшая судья получила еще 25 декабря 2002 года. Но с административным иском обратилась в июне 2022 года, то есть спустя почти 19 лет — по истечении трехмесячного срока на оспаривание решений.
Бондарева парировала, что трехмесячный срок она не пропустила. О нарушении ее прав ей стало известно 21 марта 2022 года, когда увидела определения КС, а административный иск направила 14 июня. После этого судья ВС удалился в совещательную комнату, а выйдя из нее, отказал Бэрлэдян в иске.