«Воры в законе» и бизнес: юристы опасаются президентских поправок
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Комитет Государственной Думы по госстроительству и законодательству обсудил и рекомендовал принять в первом чтении президентские поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы об ужесточении ответственности за создание преступного сообщества. Участники заседания пытались выяснить, кого будут наказывать по новой статье УК, а эксперты «Право.ru» сошлись во мнении, что норма несовершенная и потенциально опасная для предпринимателей.
В пояснительной записке президент Владимир Путин отметил, что самые тяжкие преступления совершают ОПГ, но их лидеры обычно уходят от наказания. А ведь именно они координируют преступления, делят сферы влияния и доходы и представляют «наибольшую общественную опасность».
Действующее законодательство не позволяет их привлекать просто за факт лидерства в преступной иерархии – только за совершение определенных «общественно опасных деяний», подчеркнул президент и предложил выход.
Новая статья Уголовного кодекса и поправки в старые
Уголовный кодекс хотят дополнить новой ст. 210.1 – «Занятие высшего положения в преступной иерархии» с лишением свободы на срок от восьми до 15 лет, штрафом до 5 млн руб. (или без него) и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Действующую ст. 210 УК президент планирует дополнить новой ч. 1.1 – она предусматривает ответственность за «участие в собрании организаторов, лидеров или иных представителей преступных сообществ или организованных групп». Предлагаемое наказание – от 12 до 20 лет колонии.
Ужесточается минимальный срок лишения свободы за участие в ОПГ с пяти до семи лет. Это исключает возможность условного осуждения по статье. Кроме того, судам запретят назначать наказание ниже минимального по этим составам.
Изменятся и условия освобождения от ответственности для участников организованной преступности. Избежать наказания сможет тот, кто сообщит о готовящемся собрании организаторов или представителей преступного сообщества. Сейчас такая возможность есть только у тех, кто добровольно вышел из преступного сообщества и активно сотрудничает со следствием.
«Я не понимаю, кто понесет уголовную ответственность по этой статье»
«Этот законопроект – это очередной шаг в последовательной деятельности государства и его руководства по борьбе с преступными сообществами», – отметил депутат Отари Аршба на заседании комитета. По его словам, подобные законы есть и работают во многих странах. Например, в Грузии.
Один из членов комитета поинтересовался, как на практике будет использоваться термин «высшее положение в преступной иерархии».
– Возникает вопрос относительно субъекта преступления. Что это за субъект? Это что, известное какое-то лицо, которое существует у нас в стране? Например, как генеральный прокурор или министр обороны? Или в каждом субъекте есть такое лицо? – поинтересовался участник заседания.
– Всем известно, что авторитеты существуют, и вам известно об этом. 210-я статья исходит из понимания, что они существуют, но инкриминировать им можно только конкретные деяния. Сегодня же мы говорим о том, что само положение этих людей в преступном сообществе фактически означает руководство этим сообществом, – ответил Аршба.
– Я не понимаю, кто понесет уголовную ответственность по этой статье. Это один человек или их множество по всей стране? Кто субъект этого преступления? Надо выяснить это здесь, в комитете, а не выносить на пленарное заседание, – продолжил задавать вопросы депутат.
– Фамилий не называем. Преступление может установить только суд, а не мы на пленарном заседании, тем более в комитете Госдумы, – подчеркнул председатель комитета Павел Крашенинников.
– По статистике МВД, только в одной Москве таких больше 1000 человек. Фамилий я называть не буду в этой ситуации. Мы лишь даем правоохранительным органам инструментарий для выявления таких преступников. Это авторитеты преступного мира, «воры в законе», – ответил Аршба.
После непродолжительного обсуждения комитет по госстроительству и законодательству согласился дать положительный отзыв на законопроект к первому чтению.
Изменения, инициированные президентом, значительно расширят возможности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, уверен Крашенинников. Он ожидает окончательного принятия законопроекта уже в марте 2019 года.
«Норма как минимум несовершенная»
Эксперты «Право.ru» оценили президентскую инициативу настороженно. «Должны ли будут следственные органы инкриминировать новую статью одному единственному человеку, который занимает высшее положение в преступной иерархии Российской Федерации в общем, либо совершение данного деяния также будет распространяться на обособленные территориальные подразделения и сообщества, в которых также имеется своя иерархия?» – задается вопросом юрист
АБ КИАП
КИАП
Федеральный рейтинг
I
группа
Страховое право
I
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
II
группа
Трудовое и миграционное право
II
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
II
группа
Международный арбитраж
II
группа
Интеллектуальная собственность
II
группа
Уголовное право и процесс
III
группа
Антимонопольное право
III
группа
Арбитражное судопроизводство
III
группа
ТМТ
III
группа
Коммерческая недвижимость/Строительство
III
группа
Финансовое/Банковское право
III
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения
III
группа
Налоговое право и налоговые споры
IV
группа
Банкротство
Профайл компании
×
Евгений Метла.
Антон Гусев, руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса
Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP,
Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP
Федеральный рэнкинг
I
группа
Антимонопольное право
I
группа
Трудовое и миграционное право
I
группа
Комплаенс
I
группа
ТМТ
I
группа
Международный арбитраж
I
группа
Коммерческая недвижимость/Строительство
I
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
I
группа
Транспортное право
I
группа
Интеллектуальная собственность
I
группа
Природные ресурсы/Энергетика
II
группа
Арбитражное судопроизводство
II
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
II
группа
Фармацевтика и здравоохранение
II
группа
Финансовое/Банковское право
II
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения
II
группа
Налоговое право и налоговые споры
II
группа
Уголовное право и процесс
III
группа
Банкротство
2
место
По размеру выручки на юриста
3
место
По размеру выручки
4
место
По количеству юристов
Федеральный рейтинг
I
группа
Антимонопольное право
I
группа
Трудовое и миграционное право
I
группа
Комплаенс
I
группа
ТМТ
I
группа
Международный арбитраж
I
группа
Коммерческая недвижимость/Строительство
I
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
I
группа
Транспортное право
I
группа
Интеллектуальная собственность
I
группа
Природные ресурсы/Энергетика
II
группа
Арбитражное судопроизводство
II
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
II
группа
Фармацевтика и здравоохранение
II
группа
Финансовое/Банковское право
II
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения
II
группа
Налоговое право и налоговые споры
II
группа
Уголовное право и процесс
III
группа
Банкротство
2
место
По размеру выручки на юриста
3
место
По размеру выручки
4
место
По количеству юристов
×
считает, что в предложенной редакции новая норма УК работать не будет, потому что неясно, с кем она должна бороться.
Следствию необходимо будет доказать наличие самой «преступной иерархии». Во-первых, такое понятие отсутствует в законодательстве, во-вторых, сама «преступная иерархия» может отличаться в различных преступных организациях.
Неопределенным остаётся и термин «высшее положение». Имеется в виду высшее положение в конкретной организации или в России в целом?
«Считаю, что норма как минимум несовершенная», – подтвердила Алена Зеленовская, руководитель практики уголовного и административного права
«Амулекс»
Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС
Федеральный рейтинг
III
группа
Семейное/Наследственное право
III
группа
Уголовное право и процесс
×
. Любая статья особенной части УК должна предусматривать наказание за действия или бездействие, запрещенные уголовным законом, а предложенные президентом формулировки гипотезы и диспозиции не подходят ни под одну предложенную криминалистами характеристику, подчеркнула она.
Для определения объективной стороны этого преступления необходимо раскрыть и законодательно закрепить такие понятия, как «преступная иерархия», «высшее положение» и «собрание организаторов», согласилась она с Гусевым. «В связи с этим представляется, что возникнут сложности с разработкой и применением механизмов для раскрытия данных видов преступлений», – подчеркнула эксперт.
«Опасение вызывает не сам законопроект, который, очевидно, направлен на борьбу исключительно с криминальным миром и его верхушкой, а то, каким образом после вступления предложенных изменений в силу нормы уголовного кодекса будут применяться на практике», – заявил Яков Гаджиев, адвокат
КА «Юков и партнеры»
Юков и Партнеры
Федеральный рэнкинг
I
группа
Банкротство
II
группа
Уголовное право и процесс
III
группа
Арбитражное судопроизводство
19
место
По размеру выручки на юриста
25
место
По размеру выручки
14-15
место
По количеству юристов
Профайл компании
Федеральный рейтинг
I
группа
Банкротство
II
группа
Уголовное право и процесс
III
группа
Арбитражное судопроизводство
19
место
По размеру выручки на юриста
25
место
По размеру выручки
14-15
место
По количеству юристов
Профайл компании
×
.
Создание нормы, в которой, по сути, отсутствует диспозиция, но за которой стоят довольно жесткие меры воздействия, не отвечает целям создания правового государства, уверена Зеленовская.
Опасность для предпринимателей
Велика вероятность, что фигурантами по таким статьям станут предприниматели, а единственными доказательствами их преступлений станут недостоверные свидетельские показания, полученные под давлением правоохранительных структур, считает Дарья Константинова, партнер
АБ «Забейда и партнеры»
Забейда и партнеры
Федеральный рейтинг
II
группа
Уголовное право и процесс
×
.
Российские правоохранительные структуры все чаще и чаще усматривают наличие признаков преступного сообщества в действиях предпринимателей и бизнесменов, согласился Гаджиев. По словам Константиновой, таким образом следователи обходят законодательный запрет на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу по предпринимательским составам.
Гаджиев высказал опасения, что правоприменители смогут использовать поправки при расследовании преступлений экономической направленности. Метла отметил: несовершенство предложенной статьи УК ставит под сомнение саму суть реформы. «Действие нововведений лишь откроет для следственных органов дополнительное «поле» для злоупотреблений правами в виде применения термина «организованная преступность» практически к каждому», – предостерегает он.
Законопроект № 645492-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части противодействия организованной преступности)».