Суд отказал в продлении срока домашнего ареста экс-президента АП Оренбургской области

Первая инстанция подчеркнула, что ссылка на необходимость проведения тех же следственных действий, о которых говорилось в предыдущем аналогичном ходатайстве следователя, свидетельствует о неэффективной организации расследования дела Валерия Бодашко

Суд отказал в продлении срока домашнего ареста экс-президента АП Оренбургской области

Вице-президент АП Оренбургской области Владимир Шевченко сообщил «АГ», что 16 марта защитники встретятся со следователем. По мнению адвоката, есть основания полагать, что в отношении Валерия Бодашко будет избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

12 марта Ленинский районный суд г. Оренбурга отказал в удовлетворении ходатайства о продлении срока домашнего ареста экс-президента АП Оренбургской области Валерия Бодашко, дополнительно отметив неэффективность организации расследования по уголовному делу (постановление имеется у «АГ»).

Валерия Бодашко защищают вице-президент АП Оренбургской области Владимир Шевченко и адвокат АП ОО Татьяна Широбокова.

Уголовное дело против президента АП ОО было возбуждено в ноябре 2019 г.

По версии следствия, в мае 2019 г. Валерий Бодашко, находясь в служебном кабинете в адвокатской палате, после включения претендента на получение статуса адвоката в список кандидатов на сдачу квалификационного экзамена через посредника получил от него 450 тыс. руб. за беспрепятственную и успешную сдачу экзамена.

Ранее пресс-служба ФПА сообщала, что в октябре 2019 г. по подозрению в коммерческом подкупе были задержаны два адвоката АП Оренбургской области М. и Н. Позднее на сайте АП Оренбургской области появилась информация о том, что речь идет о Марии Малютиной, ранее занимавшей должность секретаря-референта в оренбургской палате, и Наталье Шараниной, которая получила статус адвоката летом 2019 г.

В середине октября 2019 г. Валерий Бодашко в письме к председателю Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Генри Резнику известил о том, что сотрудник правоохранительных органов обманным путем вызвал в здание УМВД по Оренбургской области адвоката Шаранину, где незаконно, путем фальсификации и психологического давления пытался создать условия для возбуждения уголовного дела в отношении адвоката Малютиной. Против Марии Малютиной было возбуждено два уголовных дела: первое – 15 октября 2019 г. по признакам состава, предусмотренного п. «г» ч. 7 ст. 204 УК, второе – 13 ноября по п. «б», «в» ч. 2 ст. 204.1 УК, позднее объединенные в одно производство.

13 ноября 2019 г. и.о. руководителя СУ СК РФ по Оренбургской области возбудил уголовное дело в отношении Валерия Бодашко по признакам преступления, предусмотренного п. «в», «г» ч. 7 ст. 204 Уголовного кодекса. Вечером того же дня президента АП Оренбургской области задержали в качестве подозреваемого, от дачи показаний он отказался. На следующий день Валерию Бодашко было предъявлено обвинение, давать показания он также не стал.

После задержания Валерия Бодашко на сайте АП Оренбургской области было опубликовано заявление, согласно которому действия сотрудников правоохранительных органов расцениваются как целенаправленная, спланированная акция по дискредитации АП Оренбургской области, занявшей принципиальную и жесткую позицию по пресечению коррупционных связей между сотрудниками правоохранительных органов и рядом адвокатов, по искоренению «карманных адвокатов».

15 ноября 2019 г. Валерия Бодашко заключили под стражу на один месяц. 11 декабря 2019 г. защитникам удалось добиться изменения меры пресечения на домашний арест до 15 февраля 2020 г. (27 декабря 2019 г. президентом АП ОО был избран Владимир Ковалёв).

12 февраля Ленинский районный суд г. Оренбурга продлил срок домашнего ареста Валерия Бодашко до 15 апреля 2020 г. Адвокаты обжаловали это постановление, 4 марта Оренбургский областной суд отменил указанный акт, решив, что меру пресечения необходимо продлить на один месяц, а не на два. Таким образом, экс-президент АП ОО остается под домашним арестом до 15 марта 2020 г.

Следователь снова попросил продлить срок домашнего ареста

В марте 2020 г. сторона обвинения обратилась в Ленинский районный суд с ходатайством о продлении срока содержания Валерия Бодашко под домашним арестом. Обосновывая необходимость этого, следователь, в частности, указал, что «органы предварительного следствия полагают невозможным пребывание Бодашко В.П. на свободе и считают необходимым изолировать его от общества, поскольку под страхом привлечения к уголовной ответственности за тяжкое преступление последний может скрыться от органов предварительного следствия и суда, оказать давление на свидетелей, уничтожить доказательства и иным образом воспрепятствовать производству по делу с целью избежать наказания».

По мнению следователя, нахождение Валерия Бодашко в течение продолжительного времени на посту президента Адвокатской палаты Оренбургской области свидетельствует о том, что тот может оказать давление на свидетелей-адвокатов, а также уничтожить находящиеся в АП ОО документы, являющиеся доказательствами. Сторона обвинения полагает, что реальная возможность уничтожить доказательства и иным способом воспрепятствовать производству по уголовному делу подтверждается протоколом произведенного в Адвокатской палате Оренбургской области обыска от 13 ноября 2019 г. Следователь сообщил, что в ходе обыска были изъяты копия протокола допроса свидетеля Натальи Шараниной от 17 октября 2019 г. и «провокационные заявления» на якобы незаконные действия должностных лиц правоохранительных органов. Обвинение также сослалось на то, что Валерий Бодашко долгое время прожил в Оренбурге.

Все это, по мнению следователя, говорит о том, что обвиняемый «имеет обширный круг знакомств и связей, которые может задействовать для оказания давления на свидетелей, изобличающих его в преступной деятельности». Кроме того, сторона обвинения указала, что необходимо проверить информацию о возможной причастности Бодашко «к иным преступлениям, связанным с получением им денежных средств за допуск к сдаче квалификационного экзамена и успешную сдачу квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката».

В своем ходатайстве следователь указал, что Валерий Бодашко может скрыть доказательства, поскольку отрицает свою вину в совершении преступления, а до задержания совершал «активные действия» по оказанию давления на Наталью Шаранину и Марию Малютину, которые давали «изобличающие показания» о причастности Бодашко к инкриминируемому ему деянию.

Обвинение также сообщило, что до сих пор не обнаружило деньги, являющиеся предметом преступления, в совершении которого обвиняется экс-президент АП ОО. По мнению следователя, если Валерий Бодашко не будет изолирован от общества, то установить местонахождение этих средств не получится.

Суд допросил Наталью Шаранину

Адвокат Татьяна Широбокова обратила внимание суда на то, что с января 2020 г. с ее подзащитным проведено лишь одно следственное действие. При этом Валерий Бодашко больше не является президентом АП ОО и не может влиять на адвокатское сообщество. Кроме того, подчеркнула защитник, в этом ходатайстве следователя указаны те же основания для продления срока домашнего ареста, что и в предыдущем.

Адвокаты обвиняемого ходатайствовали перед судом о допросе Натальи Шараниной. Суд согласился с необходимостью выслушать показания свидетеля. Женщина сообщила, что ее заявление от 5 декабря 2019 г. о возможном оказании на нее давления со стороны Бодашко она писала под диктовку следователя. Адвокат подчеркнула, что отказалась от мер госзащиты, потому что не видит никакой опасности для себя. По ее словам, Валерий Бодашко никакого давления на нее не оказывал.

Заявивший ходатайство следователь пытался опровергнуть показания Шараниной о том, что ее «заявление о государственной защите было написано под диктовку». Он настаивал на том, что этот довод был предметом «процессуальной проверки», результатом которой стало вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Суд признал расследование по делу Валерия Бодашко неэффективным

Выслушав доводы сторон, районный суд отказался продлевать срок домашнего ареста экс-президента АП Оренбургской области. Как указано в постановлении, в материалах дела нет доказательств, свидетельствующих о том, что Валерий Бодашко, зная о возбуждении в отношении него уголовного дела, умышленно скрывался от следствия или оказывал давление на участников процесса.

«Одна лишь тяжесть обвинения <…> не свидетельствует о невозможности изменения меры пресечения в виде домашнего ареста на более мягкую», – подчеркнул районный суд. Он пояснил, что на первоначальных этапах производства по уголовному делу тяжесть обвинения может служить основанием для избрания меры пресечения в виде домашнего ареста, но в дальнейшем одно только это обстоятельство нельзя признать достаточным для продления срока действия данной меры. Факт отказа от дачи показаний по ст. 51 Конституции РФ сам по себе также не является основанием для продления срока домашнего ареста, добавила первая инстанция.

Суд отметил: хотя Мария Малютина и Наталья Шаранина в своих заявлениях указывали, что опасаются давления со стороны Валерия Бодашко, «никаких фактических данных о том, что на них оказывалось давление с 13 ноября 2019 г., т.е. с момента возбуждения уголовного дела в отношении Бодашко В.П., в представленных следователем материалах не содержится». Кроме того, Шаранина в судебном заседании пояснила, что ее заявление не актуально, что от мер государственной защиты она отказалась и что никакого давления на нее со стороны обвиняемого оказано не было. При этом факт отмены государственной защиты в отношении Шараниной подтвердил и следователь.

Далее суд указал, что при предыдущем продлении срока домашнего ареста в отношении обвиняемого следователь ссылался на необходимость проведения тех же следственных действий, о которых говорит в рассматриваемом ходатайстве. Это, по мнению первой инстанции, свидетельствует о «неэффективной организации расследования». В то же время, заметил суд, следователь не ссылается на особую сложность расследования уголовного дела.

Комментарий защитника

Рассказывая «АГ» о сложившейся ситуации, Владимир Шевченко отметил, что, отказывая в продлении срока домашнего ареста, суд фактически констатировал неэффективную организацию предварительного следствия по делу Валерия Бодашко. По словам адвоката, лишь одно из обозначенных следователем в ходатайстве оснований можно назвать относительно новым – необходимость допросить около 110 лиц, которые претендовали на получение статуса адвоката (как тех, кто его получил, так и тех, кто не смог пройти конкурс). «Однако, по сути, следователь более подробно расписал заявляемый в предыдущих ходатайствах довод о необходимости допроса свидетелей и не стал объяснять, что помешало провести эти следственные действия ранее», – подчеркнул Владимир Шевченко.

При этом, добавил он, бездействие следствия отмечено и Оренбургским областным судом. «Когда срок предварительного следствия был продлен до 15 апреля 2020 г., первая инстанция удовлетворила ходатайство о продлении срока домашнего ареста до того же дня. Апелляция, отменяя постановление районного суда и продлевая домашний арест на месяц, а не на два, как этого хотел следователь, учла неэффективную работу стороны обвинения», – пояснил защитник.

Как сообщил адвокат, за исключением предъявления обвинения и ходатайств об избрании и продлении меры пресечения, за четыре месяца после возбуждения уголовного дела в отношении Валерия Бодашко все, что сделал следователь, – ознакомил обвиняемого с заключением эксперта три месяца назад и вернул часть изъятых в ходе обысков вещественных доказательств.

По словам защитника, Ленинский районный суд учел показания адвоката Натальи Шараниной, от которой ранее поступало заявление о том, она якобы опасается угроз со стороны Валерия Бодашко и поэтому просит избрать ему меру пресечения в виде домашнего ареста. «В судебном заседании Наталья Шаранина сказала, что написала все это под диктовку следствия и в настоящее время свое заявление не поддерживает. Более того, она сообщила, что никаких угроз ни в ее адрес, ни в адрес ее родственников от Валерия Бодашко или связанных с ним лиц никогда не поступало», – рассказал защитник «АГ».

Владимир Шевченко напомнил, что его доверитель находится под домашним арестом до 15 марта 2020 г. включительно. «Следователь сообщил (пока только устно) о том, что 16 марта необходимо встретиться, чтобы определиться, что делать дальше. Предполагаем, что Валерию Бодашко будет избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Надеемся на это», – сказал адвокат.

В то же время Владимир Шевченко считает, что сторона обвинения будет обжаловать постановление Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 марта 2020 г. и добиваться избрания более суровой меры пресечения.

Метки записи:   , ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля