Суд округа отказал в «коронавирусных» льготах из-за кодов ОКВЭД
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Год назад правительство пообещало поддержку некоторым отраслям бизнеса. Но не все смогли получить положенные льготы. Суды не смогли разобраться, можно ли оказать поддержку компании, для которой вид деятельности, отнесенный к наиболее пострадавшим от пандемии отраслям, не является основным. Теперь дело рассмотрел Арбитражный суд Московского округа, который поддержал формальный подход по такому спору.
Общество «Таможенно-транспортный терминал» обратилось в московскую ИФНС № 14 с заявлением о получении мер господдержки как предприятие, наиболее пострадавшее от коронавируса и сопутствовавшего ему локдауна в начале 2020 года.
Но налоговики отказали компании в субсидии. В ИФНС указали, что деятельность предприятия не включена в соответствующий перечень, в отношении компании ведется процедура банкротства, а штат сократили больше, чем на 10%. Количество работников в мае составляло менее 90% от их количества в марте 2020 года, утверждала налоговая.
Не совпали коды
Судья АСГМ Оксана Паршукова при рассмотрении дела установила, что указанный заявителем ОКВЭД 56.29 («деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания») является основным по состоянию на апрель 2020 года. И эта деятельность включена правительством в перечень пострадавших от коронавируса отраслей. Первая инстанция отклонила довод налоговиков о том, что основным видом деятельности предприятия является «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на другой основе» (ОКВЭД 68.32.1), поскольку данный вид деятельности требует специальной лицензии, которую общество никогда не получало.
Кроме того, процедура банкротства прекратилась еще в 2018 году: тогда ИФНС и компания утвердили мировое соглашение. Что касается количества работников, то суд выяснил: в марте на предприятии было 228 человек, а в апреле – 211, то есть 92,5%. Судья полностью удовлетворила иск «Таможенно-транспортного терминала» и признала отказ налоговой службы незаконным.
Но апелляция пересмотрела это решение. Судьи 9-го ААС в январе решили, что налоговики должны проверять соответствие кодов ОКВЭД лишь по формальным признакам и не должны проверять фактическую деятельность претендента на получение субсидии. Апелляционный суд признал решение налоговой службы правомерным (дело № А40-134982/2020).
Строгие меры не для всех
На заседание Арбитражный суд Московского округа, куда пожаловалось общество «Таможенно-транспортный терминал», корреспондента «Право.ru» не пустили: судья Сергей Крекотнев сослался на «антиковидные» правила, установленные Роспотребнадзором (мы подробно рассказывали об этой проблеме в материале «Закрытое правосудие: вход по аккредитациям и перегибы на местах»). Поэтому доводы сторон спора пришлось слушать из коридора.
Юрист «Таможенно-транспортного терминала» заявил, что апелляция ошибочно избрала по этому спору формальный подход, хотя вместо этого суд должен был исследовать фактические обстоятельства дела. А представитель налоговой службы попросила оставить постановление 9-го ААС в силе.
Посовещавшись, тройка судей окружного суда признала решение апелляции законным. Таким образом, общество «Таможенно-транспортный терминал» останется без субсидий.
8 апреля коды ОКВЭД окажутся предметом рассмотрения экономколлегии Верховного суда: судьи разберутся, доступен ли банкротный мораторий только для основных видов деятельности или можно учитывать и вспомогательные (см. «Верховный суд разъяснит условия банкротного моратория»).