СКР отказал в возбуждении уголовного дела в связи с угрозами Ирине Бирюковой
С постановлением, вынесенным еще в феврале, адвокат была ознакомлена лишь спустя 7 месяцев
В комментарии «АГ» Ирина Бирюкова выразила несогласие с выводами лингвистической экспертизы и сообщила о намерении обжаловать постановление, как только ознакомится с материалами проверки. По мнению председателя Комиссии по защите прав адвокатов АП Московской области Вадима Логинова, постановление является законным и обоснованным, поскольку те угрозы, о которых адвокату сообщал конфиденциальный источник, не могут являться поводом к возбуждению уголовного дела по причине нераскрытия личности информатора. В то же время, добавил он, уведомление адвоката о постановлении спустя такой длительный срок свидетельствует о грубом нарушении следователем требования УПК.
Как стало известно «АГ», СУ СКР по Ярославской области отказалось возбуждать уголовное дело по сообщению об угрозах убийством или причинением тяжкого вреда здоровью адвокату АП Московской области, сотрудничающей с фондом «Общественный вердикт», Ирине Бирюковой.
В постановлении, датированном 27 февраля (имеется в распоряжении «АГ»), отмечается, что 23 июля 2018 г. в первом отделе по расследованию особо важных дел СУ СКР по сообщениям из СМИ был зарегистрирован материал проверки о совершении неустановленными лицами действий в отношении адвоката, содержащих признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 119 УК РФ.
Так, на момент начала проведения проверки было установлено, что 23 июля 2018 г. на сайте электронного издания «Новая газета» была размещена информация о поступивших в отношении адвоката угрозах от лиц, указанных ею как сотрудники УФСИН России по Ярославской области, в связи с ее профессиональной деятельностью и фактом публикации видеозаписи избиения 18 сотрудниками ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области ее доверителя Евгения Макарова в июне 2017 г. Ранее «АГ» писала о том, что адвоката не допускают на свидание с ним.
По фактам неправомерного обращения с заключенным СУ СКР по Ярославской области 20 июля 2018 г. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК.
Напомним, что 2 июля того же года в Федеральную палату адвокатов РФ поступило обращение адвоката с просьбой оказать содействие в решении вопроса о предоставлении госзащиты ей и ее дочери в связи с угрозами личной расправы со стороны сотрудников колонии. Аналогичное обращение было направлено ею в АП Московской области. Ирина Бирюкова тогда пояснила «АГ», что об угрозах мести ей стало известно из собственных источников в колонии, в связи с чем она с семьей была вынуждена временно покинуть территорию России.
В письме в ФПА адвокат также указала, что содержание видео является источником доказательств вины большого числа должностных лиц, а также руководства пенитенциарного учреждения: «Учитывая их возможности, связи в правоохранительных органах, а также то, что каждый может предпринимать те или иные действия в отношении процессуального противника, развитие ситуации может быть непредсказуемым».
Председатель Комиссии по защите прав адвокатов АП Московской области Вадим Логинов тогда сообщил, что адвокатская палата находит ситуацию чрезвычайной и примет необходимые меры для защиты прав и законных интересов Ирины Бирюковой. Федеральная палата адвокатов в свою очередь направила обращение в МВД России, которое было передано в областной Следственный комитет.
6 сентября 2018 г. постановлением следователя по особо важным делам второго следственного отдела управления по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, ГСУ СК РФ в применении к Ирине Бирюковой мер госзащиты было отказано. Как отмечалось в постановлении, по результатам проведенной УФСБ России по Ярославской области проверки данных, свидетельствующих о наличии реальной угрозы безопасности адвоката и членов ее семьи, не получено.
Адвокат обжаловала отказ и бездействие председателя СКР Александра Бастрыкина в Генпрокуратуру, и 13 ноября госзащита была ей предоставлена. Ирина Бирюкова тогда предположила, что органам предварительного следствия или ФСБ, проводившим дополнительную проверку по указанным в жалобе на отказ в предоставлении госзащиты доводам, стала известна дополнительная информация, достаточная для того, чтобы принять положительное решение.
19 декабря по результатам основной и дополнительной проверок в связи с отсутствием достаточных данных для возбуждения уголовного дела и истечением срока для проведения проверочных мероприятий было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием события преступления.
Однако 28 января 2019 г. данное постановление было отменено в связи с необходимостью приобщения к материалам проверки заключения лингвистической экспертизы, назначенной для решения вопроса о наличии либо отсутствии угроз в высказываниях, на которые указала адвокат. Согласно экспертному заключению ответить на вопрос о наличии признаков вербальной агрессии в форме угрозы в выражениях «мы будем мстить», «мы этого так не оставим», «вы пожалеете, что появилось это видео» и «вам всем конец», не представляется возможным, «поскольку указанная речевая ситуация представлена опосредованно (фразы высказаны опосредованно третьими лицами)». В ряде иных фраз, содержащих оскорбительные высказывания в адрес адвоката, эксперты также не обнаружили признаков вербальной агрессии в форме угрозы.
Со ссылкой на ч. 1 ст. 119 УК в постановлении отмечается, что преступлением признается угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться этой угрозы. «Вместе с тем, при проведении как проверочных мероприятий, таких как осмотры, опросы и истребование информации и документов, так и оперативно-розыскных мероприятий до настоящего времени не установлены достоверные факты высказывания кем-либо из сотрудников УФСИН России по Ярославской области каких-либо угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью в адрес Бирюковой И.А., – сообщается в документе. – Таким образом, до настоящего времени не установлено событие преступления, предусмотренное ч. 1 ст. 119 УК РФ».
Помимо этого указано, что в действиях самого адвоката отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 306 «Заведомо ложный донос» УК, так как информацию о высказываниях сотрудниками колонии угроз она получила лишь в устной форме и со слов третьих лиц, которые не были предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
В связи с этим, отмечается в постановлении, адвокат в силу объективных обстоятельств не обладала всей полнотой информации и по причине широкого общественного резонанса, вызванного публикацией указанной видеозаписи, «могла добросовестно заблуждаться относительно наличия либо отсутствия факта самого события преступления».
В комментарии «АГ» Ирина Бирюкова назвала постановление об отказе в возбуждении уголовного дела довольно странным. «Еще более странно, что его не направляли почти 7 месяцев», – подчеркнула она. При этом, добавила адвокат, о вынесении постановления об отказе в декабре 2018 г. и его последующей отмене она также ничего не знала, поскольку соответствующие документы ей не направлялись.
Ирина Бирюкова также выразила несогласие с выводами лингвистической экспертизы, сообщив, что намерена обжаловать постановление, как только ознакомится с материалами проверки. «Считаю постановление незаконным, особенно с учетом того, что СКР, предоставив мне госзащиту, нашел для этого основания – т.е. посчитав, что мне и моей дочери действительно угрожает опасность. А областное управление таких оснований, получается, не нашло. Как, собственно, не находило ранее оснований для возбуждения уголовных дел по пыткам заключенных», – резюмировала она.
Председатель Комиссии АПМО по защите профессиональных и социальных прав адвокатов Вадим Логинов полагает, что проверка была проведена тщательно силами оперсостава МВД и ФСБ по региону. «Изучены доводы заявителя, проанализированы все обстоятельства, проведена лингвистическая экспертиза, – отметил он. – Комиссия АПМО контактировала со следователем, который вынес постановление, оказывая поддержку адвокату Бирюковой».
Вадим Логинов согласился с результатом лингвистической экспертизы в части отсутствия признаков вербальной агрессии в полученных адвокатом оскорбительных сообщениях в сети Facebook. «Те угрозы жизни и здоровью адвоката и членам ее семьи, о которых Ирине Бирюковой сообщал ее конфиденциальный источник в колонии, если и были, не могут являться поводом к возбуждению уголовного дела по причине нераскрытия данного источника: адвокат отказалась раскрыть личность информатора, – пояснил он. – При таких обстоятельствах нахожу постановление следователя законным и обоснованным».
В то же время, подчеркнул Вадим Логинов, вызывают массу вопросов следующие обстоятельства. «В частности, материал проверки № 30пр-2018 был зарегистрирован в СУ СКР по Ярославской области 23 июля 2018 г. По результатам проверки 19 декабря того же года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Данный отказ отменен руководством СУ СКР 28 января 2019 г. Окончательное постановление об отказе датировано 27 февраля. Вероятно, проверка была тщательной, поскольку указанные сроки выходят за разумные рамки. Однако Ирину Бирюкову с постановлением ознакомили спустя более полугода, что однозначно свидетельствует о нарушении ее прав и свобод», – отметил он.
Какими мотивами руководствовался следователь, добавил Вадим Логинов, непонятно, но в данном случае он грубо нарушил требования УПК. «При этом, как указано в постановлении, коммуникация с Ириной Бирюковой осуществлялась следователем как по телефону, так и посредством электронной почты», – резюмировал он.