Самозанятость на платформах: как создается новое направление права
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Доля так называемой платформенной экономики растет как снежный ком, а вместе с ней —проблема регулирования. Трудовой кодекс явно не предусматривает всех нюансов, то же самое касается и категории самозанятых. Консалтинговая компания «НЭО Центр» выпустила большое исследование основных мировых трендов в регулировании отношений людей и платформ.
Цена вопроса
Чтобы определиться с термином "платформы", достаточно вспомнить Uber. От его названия даже произошел термин «уберизация экономики», который как раз означает рост роли платформ. Собственно, платформа — это сайт в интернете, функционал которого позволяет легко соединять потребителя с конечным исполнителем услуги или изготовителем продукта — таксистом, курьером, ремесленником, фермером. Он выступает де факто как агент, и либо проводит платежи сам, либо следит за их исполнением. По данным платежной системы Mastercard, которые приводятся в исследовании «НЭО Центра», в 2020 году общий объем транзакций онлайн-платформ составил $296,7 млрд (увеличение на 19,5% по сравнению с 2019 годом). В 2021 году цифра, по прогнозам, будет 347,8 млрд.
По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, с 2012 по 2019 годы доля занятых в платформенной экономике увеличилась в 15 раз и составила 3% трудоспособного населения. К 2023 году процент при нынешней динамике дойдет до 5. По данным исследования McKinsey Global Institute, в сентябре 2020 года 70% глав компаний США планировали в ближайшие годы более активно привлекать фрилансеров. Опрос Gig Economy Index показал, что 67% менеджеров платформ считают вопрос регулирования трудовых отношений наиболее важным в их работе на тот момент.
Сейчас подавляющее число занятых работает с платформами по схеме фриланса (или самозанятости). Эту форму критикуют за отсутствие социальной защищенности, отмечает "НЭО Центр". Другая модель — сотрудник по трудовому законодательству. Естественно, эта форма не отражает реального положения дел, поскольку платформы далеко не являются работодателями в чистом виде. Тем не менее, из-за судебных исков и изменений законодательства сейчас не менее 5% работников оформлены платформами по трудовому законодательству. В первую очередь это характерно для европейских стран.
Недавно появился синтетический правовой статус работника — «независимый подрядчик». Первый закон об этом принял американский штат Калифорния. Новый статус предполагает социальные гарантии, в том числе минимальный размер оплаты труда, оплачиваемый отпуск, отпуск по уходу за детьми, оплата за сверхурочную работу. В то же время сохраняется свобода договора, то есть, в остальном отношения не регулируются трудовым законодательством.
В исследовании «НЭО Центра» дается обзор основных подходов к регулированию платформенной занятости. Рассматриваются и попытки изменить законодательство (там, где такие попытки предпринимаются), и судебная практика. Основной вывод: судебная практика неоднозначна, поэтому очень актуально изменение законодательства. Правотворчество в развитых странах может быть особенно интересным для России, где, в отличие от. развивающихся экономик, очень сильны социальные гарантии работников.
Общие тренды
США
Регулирование
Калифорнийский закон АВ 5 от 2019 года ввел в практику опросник ABC, по которому можно четко определить статус работника. Фрилансеры могут быть признаны наемными работниками (сотрудниками компании), если платформа не докажет, что работник:
- независим от компании;
- выполняет работу, выходящую за рамки обычной деятельности компании;
- имеет основной источник дохода или профессиональное занятие, отличные от деятельности платформенной компании.
27 американских штатов ввели проверку ABC.
В конце 2020 года в Калифорнии провели референдум, а по его результатам был принят закон штата «О статусе работника онлайн-сервиса» (Proposition 22). Он создает категорию «независимого подрядчика» — новую в законодательстве. Этот статус соединяет в себе социальные гарантии трудового законодательства и свободу договора.
Судебная практика
В декабре 2019 года Национальная ассоциация фотографов прессы США подала иск к штату Калифорния о незаконности реклассификации (то есть, превращения в наемных работников) фотографов-фрилансеров различных СМИ. В результате иск удовлетворили, а из-под действия АВ 5 вывели большой ряд профессий.
Исков работников к платформам — огромное число. В защите компании строят аргументацию на том, что не являются транспортными компаниями, поставщиками услуг и т.п. Их роль — обеспечить взаимодействие между водителем и пассажиром (Uber), жильцом и владельцем (Airbnb) и так далее. При этом ответчики подчеркивают, что бизнес-модель не работает в традиционной экономике.
Великобритания
Судебная практика
В 2016 году водители подали коллективный иск к Uber, который в феврале 2021-го рассмотрел Верховный cуд Англии. Он признал работников Uber наемными и обязал компанию их трудоустроить.
В конце июня 2021 года Апелляционный трибунал Великобритании по трудовым спорам вынес решение, признающее курьеров сервиса по доставке еды Deliveroo самозанятыми. Апелляционный трибунал указал, что работники Deliveroo добровольно присоединились к сервису и были прекрасно осведомлены о схеме его работы.
Германия
Регулирование
В 2020 году министерство труда ФРГ выпустило циркуляр, определяющий подходы ведомства к платформенной занятости. Основная цель — интегрировать работников в систему соцобеспечения, ввести правила увольнения и прочие гарантии. На основе циркуляра планируется разработать законопроект.
Судебная практика
В декабре 2020 года Федеральный суд по трудовым спорам Германии признал сотрудником одного партнера платформенной компании микрозаданий. Федеральный суд решил, что сервис, создавая систему стимулов, обеспечивал контроль за деятельностью работника, что поставило истца в зависимость от платформы, следовательно, возникли трудовые отношения, характерные для найма сотрудника.
В апреле 2020 г. окружной суд Кельна принял решение оставить без удовлетворения иск работников одного из крупнейших в Германии сервисов доставки Lieferando о создании производственного совета (Betriebsrat).
Франция
Судебная практика
В конце 2019 года Высший апелляционный суд Франции вынес решение о том, что бывший водитель Uber должен быть признан сотрудником, а не самозанятым, так как он длительное время работал исключительно с онлайн-сервисом. Статус водителя как независимого подрядчика был признан фиктивным.
В 2018 году суд признал водителей, сотрудничающих с онлайн-сервисом по поиску автомобильных попутчиков BlaBlaCar, самозанятыми, которые с помощью приложения самостоятельно определяют не только свои маршруты, но и объем своей занятости.
В апреле 2021 года Апелляционный суд Парижа подтвердил решение 2017 года о признании курьеров сервиса доставки Delieveroo самозанятыми, а не наемными работниками платформы.
Австралия
Регулирование
В 2020 году комиссия по трудовым отношениям законодательного собрания штата Виктория рекомендовала принять поправки в трудовое законодательство, чтобы обеспечить защиту платформенных работников. Позднее комитет Сената рекомендовал правительству внести поправки в закон «О справедливой работе», распространив его на занятых в платформенной экономике.
Судебная практика
В деле 2019 года бывший курьер Uber Eats Амита Гупта требовала компенсации и признания в качестве наемного работника. Комиссия по добросовестным трудовым отношениям, в которую суд переправил заявление, решила, что курьеры, работающие с Uber Eats, являются независимыми индивидуальными предпринимателями (самозанятыми). Аргументы были такие: выполнение заказа является в первую очередь услугой, которую выполняет курьер; у платформы нет достаточного контроля за курьерами; работник сам решает, принимать или отклонять доступные через сервис заказы. Дело не пошло выше по инстанциям, так как онлайн-сервис и его бывшая работница достигли досудебного соглашения о выплате компенсации.
Всем нужен закон
Судя по данным исследования «НЭО Центра», ни у кого не вызывает сомнений, что отношения работника и онлайн-платформы должны быть отрегулированы. Платформы хотят получить четкие правила игры и избавиться от неопределенности и судебных рисков, работники — свободу выбора заданий и минимальный набор социальной защищенности. Государству нужно учесть интересы компаний, чтобы не распугать игроков стремительно растущей отрасли, и избежать негативных социальных последствий.
По мнению авторов исследования, законодателям предстоит нетривиальная задача: сбалансировать реалии инновационной экономики и вопросы справедливого рынка труда. Фактически речь идет о создании новой формы трудовых отношений. Очертания этой формы, как отмечается в исследовании, появились в США, которые лидируют по развитию платформ. Категория «независимого подрядчика», введенная штатом Калифорния, предоставляет самозанятым социальные права при сохранении свободы договора. По мнению «НЭО Центра», этот документ интересен для всех стран, которые сталкиваются с проблемой регулирования труда через онлайн-платформы.