Роспатент усомнился в общеизвестности самолетов Туполева
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
ПАО «Туполев» обратилось в Роспатент с просьбой признать обозначение «Туполев» общеизвестным товарным знаком. Там заявителю отказали, тогда крупнейший разработчик авиационной техники обжаловал решение ведомства в Суде по интеллектуальным правам. Доказывая свою правоту, заявитель даже провел социальный опрос, на результаты которого и ссылался в ходе рассмотрения спора.
Сейчас в реестре Роспатента 199 общеизвестных товарных знаков: «Известия», «Магги», «Нескафе», «Лукойл», «Коркунов» и т. д. Для защиты своих брендов стороны часто ссылаются на общеизвестность своих обозначений в судебных спорах. Но в отсутствие подтверждающего свидетельства Роспатента общеизвестность бренда надо еще доказать. Для этого компании должны убедить ведомство в том, что их обозначение активно используется и приобрело широкую известность у потребителя.
При этом в действующем законодательстве нет перечня условий, которые доказывают общеизвестность бренда. Примерный список рекомендаций есть в административном регламенте самого Роспатента, и он включает в себя:
- сведения об интенсивном использовании товарного знака;
- финансовые отчеты со ссылкой на стоимость товарного знака;
- указание на страны, где обозначение стало широко известным;
- информацию о затратах на его рекламу;
- результаты соцопроса.
Кто знает «Туполев»
Вместе с тем выбор доказательств общеизвестности остается в конечном итоге на усмотрение правообладателя товарного знака. Поэтому при возникновении судебных споров, компаниям приходится импровизировать при выборе аргументов, как это сделало ПАО «Туполев». Предприятие предоставило в Роспатент подборку значков, марок, конвертов, монет, посвященных авиаконструктору Андрею Туполеву, фотографии самолетов с маркировкой «ТУ» и «Туполев», рекламную продукцию компании.
Следуя рекомендациям самого Роспатента, одновременно с заявлением организация представила результаты проведенного ими соцопроса. Но ведомство эту работу раскритиковало и во внимание не приняло. Роспатент аргументировал это тем, что речь идет о самолетах, которые не продаются в обычных магазинах. Поэтому рядовой потребитель не может судить об общеизвестности обозначений, которыми маркируют такие товары, посчитало ведомство.
Факт
96%
Столько участников соцопроса, проведенного истцом, сказали, что товарный знак «Туполев» знаком им именно как обозначение для маркировки самолетов.
Тогда «Туполев» обжаловал такое решение в Суде по интеллектуальным правам. СИП не согласился с подходом ведомства и указал, что потребители могут покупать уменьшенные копии самолетов, образцы для коллекционеров, а также авиабилеты на самолеты именно марки «ТУ», доверяя репутации бренда (дело № СИП-250/2018). Суд подчеркнул, что результаты соцопросов доказывают охват и круг потребителей, а также принадлежность товарного знака товарам конкретной группы. По мнению СИП, охват не только узкопрофессиональной группы специалистов, но и широких слоев потребителей авиационной продукции доказывает релевантность проведенного опроса и известность спорного товарного знака.
Другие выводы СИП по этому спору
– Выбор доказательств общеизвестности всегда остается на усмотрение стороны, которая просит охрану знака.
– Перечень материалов для доказательства общеизвестности, который содержится в регламенте Роспатента, является лишь примерным для заявителя.
– Общеизвестность может следовать из абсолютно разных обстоятельств. В частности, длительной, широко известной истории обозначения.
– Ни один из факторов общеизвестности не имеет определяющего воздействия, все доказательства оцениваются в совокупности. Так, факт интенсивного и непрерывного использования обозначения – лишь один из критериев общеизвестности и не является решающим.
– Обширность и релевантность круга потребителей применительно к конкретному обозначению определяет Роспатент.
СИП удовлетворил иск и признал решение Роспатента недействительным. Теперь ведомству придется заново рассмотреть заявление о признании словесного обозначения «Туполев» общеизвестным.
Что дает общеизвестность товарного знака
С коммерческой точки зрения признание общеизвестным давно используемого в бизнесе обозначения или товарного знака позволяет поддержать эксклюзивность бренда. Это особенно актуально, когда после долгосрочных инвестиций в рекламу бренда его стали узнавать. Статус общеизвестного товарного знака помогает правообладателю ограничить недобросовестные действия со стороны его конкурентов.
Дела о признании товарного знака общеизвестным и споры с Роспатентом на такую тему – явление нечастое и всегда неоднозначное. По словам председателя первого судебного состава СИП Сергея Уколова, не каждому заявителю удается убедить ведомство, что используемый им товарный знак достоин быть признанным общеизвестным. Поэтому решение СИП по делу самолетов «Туполев» будет своего рода ориентиром как для юристов, так и для правообладателей.
Автор: Татьяна Двенадцатова