Разрабатывается Стратегия развития ЖКХ в России на период до 2035 года
Разрабатывается Стратегия развития ЖКХ в России на период до 2035 года
20 сентября 2019
Алина Дмитриева
peshkova / Depositphotos.com |
До 1 ноября должен быть сформирован проект Стратегии развития ЖКХ в России на период до 2035 года (приказ Минстроя России от 25 апреля 2019 г. № 240/пр). "Ключевой задачей является создать к 2035 году нормативно-правовую базу, чтобы взаимодействие заказчиков – собственников жилья и представителей бизнеса, оказывающих им услуги, было понятным и взаимовыгодным", – отметил председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков на расширенном заседании комитета. По его мнению, жилищная и коммунальная сферы экономики России различны по своей правовой и экономической природе, поэтому реформа ЖКХ должна быть разделена на две части:
- усовершенствование управления, модернизацию и развитие организаций коммунальных комплексов;
- изменение отношений в жилищной сфере.
По словам заместителя председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Александра Вербицкого, основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли были определены в действующей стратегии, положения которой на сегодняшний день не выполнены. В частности, не установлены дополнительные требования к управляющим организациям – к уставному капиталу, материально-технической базе, финансовому состоянию, а также не уточнены нормы в отношении ответственности лицензирующих и надзорных органов для обеспечения борьбы с коррупционными правонарушениями в этой сфере.
"На данный момент собирается информация текущего состояния сфер ЖКХ из-за отсутствия достоверной оценки качества жилфонда и объемов поставляемых ресурсов", – сообщила директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Светлана Никонова. По ее словам, граждане платят за коммунальные услуги больше фактического потребления из-за отсутствия информации о реальном количестве получаемой ими энергии и воды, если нет счетчиков. Кроме того, она подчеркнула, что на состоянии ЖКХ сказывается сокращение учебных учреждений, которые готовят специалистов для работы в этой сфере.
Подробнее о деятельности управляющих организаций по управлению многоквартирными домами – в материале в "Энциклопедии решений" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
В связи с этим эксперты выделили цели для поэтапного реформирования сферы ЖКХ к 2035 году:
- провести аудит количества и качества потребляемых ресурсов, адаптировать новейшие технологии для оптимизации расходов за фактически получаемые жилищно-коммунальные услуги;
- оценить текущее состояние жилфонда и определить субъекты, у которых будут находиться объекты недвижимости на балансе;
- признать МКД единым объектом недвижимости с определением его восстановительной стоимости;
- сформировать эффективный субъект управления МКД – единое юридическое лицо, например, ассоциацию с обязательным членством собственников жилых и нежилых помещений (ст. 123.8 Гражданского кодекса);
- создать институт организаций, управляющих недвижимостью в жилищной сфере, с указанием требований по размеру уставного капитала, техническому обеспечению, образованию сотрудников, по страхованию рисков управления и исключению любых вариантов неплатежей за коммунальные ресурсы;
- регламентировать условия договора передачи собственникам в управление МКД, по которому сформированное ими юридическое лицо станет его собственником и будет исполнять все функции владельца (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
Кроме того, Андрей Широков считает необходимым разработать новую модель контроля деятельности за организациями, управляющими недвижимостью. Так, например, он указал на то, что рассмотрение претензий в госорганах на организации должна осуществляться только по заявлениям собственников. Напомним, что органы госжилнадзора могут осуществлять выездные проверки для проверки документов, в том числе и внеплановую в случае, если в течение трех месяцев подряд ему поступит два или больше протокола общего собрания собственников помещений в МКД, в которых будут решения по аналогичным вопросам повестки дня (п. 7 ст. 192, ст. 196, ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса). При этом, система жилищного контроля и надзора будет осуществлять контроль за техническим состоянием МКД, оказывать помощь и поддержку ассоциациям собственником в отношениях с организациями, управляющими недвижимостью, исполнителями услуг измерения и учета коммунальных ресурсов и услуг.
Эксперты в течение недели должны подготовить предложения будущей Стратегии развития жилищного и коммунального хозяйства в России и направить в Правительство РФ для дальнейшей разработки.