Принятие новых территорий в состав РФ не требует глобального изменения Конституции — эксперт
МОСКВА, 30 сен — РАПСИ. Вступление в состав Российской Федерации новых территорий — ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей — не требует глобального редактирования текста российской Конституции, изменения коснутся лишь одной ее статьи, пояснил РАПСИ доктор юридических наук, главный научный сотрудник Центра исследования проблем территориального управления и самоуправления при Московском государственном областном университете Александр Чертков.
«При выполнении всей процедуры принятия новых субъектов в состав Российской Федерации необходимо внесение изменений в Конституцию только в часть 1 статьи 65 — о составе РФ. Вместе с тем «менять Конституцию» в смысле принятия нового Основного закона, разумеется, не требуется», — отметил Чертков.
В пятницу президент России Владимир Путин подписал указы о признании Херсонской и Запорожской областей независимыми территориями, документы носят технический характер, поскольку подписание договоров о вступлении в состав России новых территорий возможно только после признания их суверенитета.
Церемония подписания договоров о вступлении в состав России новых территорий состоится в Кремле 30 сентября в 15:00.
Процедура принятия
После подписания международного договора о принятии в состав РФ по взаимному согласию независимых территорий президент РФ обращается в Конституционный суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции данного международного договора (Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ в редакции от 31.10.2005), напоминает эксперт.
Когда Конституционный суд признает международный договор о принятии в РФ новых территорий соответствующим Конституции РФ, он вносится в Государственную Думу на ратификацию, рассказал Чертков.
Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект Федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который должен содержать положения, определяющие наименование, статус, границы и иные основные положения о вхождении нового субъекта, сообщил доктор юридических наук.
Он уточнил, что при принятии в РФ в качестве нового субъекта независимых территорий им предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором.
«Именно вступление в силу Федерального закона о ратификации международного договора и Федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта порождает вхождение новых территорий в состав Российской Федерации. При этом Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства (его части) международного договора», — указал эксперт.
Завершение всей процедуры принятия нового субъекта влечет необходимость внесения изменения в часть 1 статьи 65, определяющую состав Российской Федерации, такое изменение вносится на основании Федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта и учитывается при переиздании текста российской Конституции, пояснил Чертков.