Принят закон, которым уточняется понятие иноагента

Также в законе указано, какие функции иноагент не вправе выполнять

Принят закон, которым уточняется понятие иноагента

Один из экспертов отметил, что теперь любой контакт с иностранными источниками вызывает риск признания лица иноагентом, как и получение любых денежных средств. Вторая обратила внимание, что закон расширяет список ограничений и запретов, налагаемых на иноагентов, по сравнению с версией, представленной для первого чтения.

29 июня Госдума приняла закон (законопроект
№ 113045-8), закрепляющий понятие «иностранного агента» и предусматривающий контроль его деятельности. Теперь под иностранным агентом предлагается понимать лицо, получившее поддержку или находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов или участие в создании таких сообщений и материалов.

Ранее
проект поправок предусматривал, что иностранными агентами не могут быть признаны органы публичной власти РФ, лица, подконтрольные России, субъектам РФ, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственная компания, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами. Также не могут быть признаны иноагентами зарегистрированные религиозные организации и политические партии.

В принятом законе к этому добавлено, что не могут быть признаны иноагентами лица, указанные в подп. 2 п. 20 (за исключением членов их семей, указанных в данном подпункте) и подп. 1–3 п. 21 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ (речь идет о гражданах Беларуси, малолетних, должностных лицами международных организаций, въехавших в Россию в связи с исполнением служебных обязанностей, сотрудников представительств международных организаций, глав дипломатических представительств и консульских учреждений и т. д. – Прим. ред.) Также не могут быть признаны иноагентами объединения работодателей и торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном порядке.

Статус иноагента лицо будет приобретать на следующий день после размещения информации об этом на сайте Минюста, хотя изначально предлагалось делать это сразу.

В законе разъясняется, что под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя России, федеративного устройства, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности страны, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития России, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, на их решения и действия.

Уточняется, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам России, основам публичного правопорядка РФ и иным ценностям, защищаемым Конституцией.

Помимо реестра иноагентов Минюст будет вести также единый реестр физлиц, аффилированных с иноагентами. Под ними понимаются учредитель, член, участник, руководитель либо работник юрлица-иноагента, а также любое лицо, осуществляющее (осуществлявшее) политическую деятельность и получающее (получавшее) денежные средства или иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности.

В законе закрепляет порядок включения в реестр иноагентов. Так, лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать заявление о включении в реестр. Если же иностранец после прибытия в Россию намеревается действовать в качестве иноагента, то он обязан до момента въезда заявить об этом. Если Минюст выявит иноагента, который не заявил о себе, он самостоятельно внесет его в реестр и уведомит лицо в течение 10 рабочих дней. Распространяемые иноагентами, членами юрлица-иноагента и общественными объединениями, действующими без образования юрлица-иноагента материалы должны содержать соответствующую маркировку, которую определит правительство.

Отмечается, что иноагент не вправе осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних не может осуществляться организациями, признанными иностранными агентами.

Также закон дополнился указанием, что иноагент не вправе осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры. Кроме того, он не вправе участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.

Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 декабря 2022 г.

Управляющий партнер АБ «Правовой статус» Алексей Иванов отметил, что в итоговый текст закона внесены небольшие косметические изменения, которые не меняют суть происходящего. «А суть происходящего можно назвать так: реальность абсурдна. Сегодня иноагентом может быть признано любое физлицо, юрлицо, а также аффилированные лица, т.е. лица, отдаленно соприкасающиеся с физлицом или юрлицом, признанным иноагентом. Это очень опасная тенденция», – указал он, пояснив, что иноагентом можно признать любое лицо, которое «умеет мыслить, думать, а тем более занимается публичной деятельностью», которую можно легко соотнести с политической.

Алексей Иванов заметил, что поправки копируют ранее закрепленные в других законах положения, в частности положение о реестре. «Теперь мало того, что лицо признается иноагентом, так еще и вводится понятие физлица, аффилированного с иноагентом. Следовательно, может быть признан каждый первый», – указал эксперт.

По мнению адвоката, любое иностранное влияние носит непонятную структуру, которую «невозможно потрогать». Это влияние может простираться на тех, кто даже не понимает, о чем идет речь: «Например, послушал человек BBC – вот, пожалуйста, иностранное влияние». Также Алексей Иванов отметил, что любой контакт с иностранными источниками вызывает риск признания лица иноагентом, как и получение любых денежных средств.

Адвокат указал, что под понятие политической деятельности подпадают в том числе участие и организация проведения мероприятий, митингов, собраний, что является основанием для признания иногаентом. «Быть иностранным агентом в России – значит, подвергаться риску быть привлеченным к уголовной ответственности. Это репрессивный закон, который противоречит духу и смыслу любой Конституции демократической страны, в том числе нынешней Конституции России. На мой взгляд, даже в ее измененном виде она содержит в себе элементы демократизма», – отметил Алексей Иванов. Он добавил, что под закон могут подпасть и правозащитные организации, и те, кто получает гранты на помощь бездомным животным или людям.   

Партнер юридической фирмы INTELLECT Анастасия Махнёва отметила, что закон расширяет список ограничений и запретов, налагаемых на иноагентов, по сравнению с версией, представленной для первого чтения.

В частности, с 1 декабря 2022 г. иноагентам запрещено занимать должности в органах государственной и муниципальной власти, быть членом избирательной комиссии, работать в комиссиях, комитетах и иных консультативных образований при органах публичной власти, входить в наблюдательные комиссии, заниматься антикоррупционной экспертизой нормативно-правовых актов, проводить общественную экологическую экспертизу, быть организатором публичных мероприятий и участвовать в их финансировании, заниматься выдвижением кандидатов на выборы, выступать с инициативой о проведении референдумов, вносить пожертвования в избирательные фонды и политические партии, заключать сделки с политическими партиями, «в иных формах участвовать в избирательных кампаниях. «Это неполное перечисление всех ограничений, но эта выборка свидетельствует, что фактически закон лишает иноагентов возможности заниматься политической деятельностью и активной деятельностью в рамках институтов гражданского общества. Фактически иноагенты исключаются из публичной жизни остатков гражданского общества в России», – посчитала Анастасия Махнёва.

В то же время она отметила, что запрет баллотироваться в качестве кандидата на выборы закон не устанавливает, хотя и предусматривает размытое ограничение на «иные формы участия в избирательных компаниях». Однако, полагает она, такой запрет был бы принят депутатами, если бы не «досадное препятствие» в виде положения ст. 32 Конституции, которая устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными только те граждане, которые признаны судом недееспособными, а также содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.

Анастасия Махнёва вновь обратила внимание на абсолютно неправовой подход законодателя, позволяющий налагать такие ограничения не на основании судебного акта, а по решению административного органа, которое к тому же выносится без какой-либо процедуры рассмотрения вопроса с участием самого лица, в отношении которого эти ограничения и обязанности устанавливаются (п. 7 ст. 7 ). «Как юрист, я бы назвала такой подход законодателя оскорблением чувств верующих в принцип верховенства права», – указала она.

Эксперт также обратила внимание на новый термин – «физическое лицо, аффилированное с иностранными агентами». «При этом непонятен статус этих лиц, кроме того что на них не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Также не поясняются смысл и назначение такого реестра. Но, полагаю, что ничего хорошего и приятного ждать не приходится», – заключила она.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля