Предлагается расширить практику передачи исполнения назначенного иностранцу наказания в его страну

Согласно поправкам Минюста, такую передачу распространят и на иностранцев, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, или условному наказанию

Предлагается расширить практику передачи исполнения назначенного иностранцу наказания в его страну

Эксперты «АГ» в целом позитивно отнеслись к поправкам. Одна из них отметила, что законопроект имеет большое значение как для иностранных граждан, осужденных в нашей стране, так и для граждан РФ, осужденных за рубежом. Другая назвала изменения важными и правильными в рамках общей уголовной и уголовно-исполнительной политики России. В то же время третий обратил внимание на противоречия, которые порождает законопроект.

6 сентября Минюст России представил проект поправок в УПК РФ касательно передачи исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, а также применения условного осуждения или отсрочки отбывания наказания в государство, гражданином которого является осужденный.

В частности, УПК планируется дополнить ст. 469.1, раскрывающей основания такой передачи: решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращение осужденного или его представителя, обращение компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором РФ либо письменным соглашением компетентных органов РФ и иностранного государства на основе принципа взаимности. При этом указано, что не подлежит передаче исполнение наказания в виде штрафа.

Также Кодекс предложено дополнить ст. 471.1, которой предусматриваются основания для отказа в передаче исполнения наказания, в том числе в случае, когда деяние, в связи с которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, а также за которое осуждение признано условным либо по которому предоставляется отсрочка отбывания наказания, не cчитается преступлением в государстве, гражданином которого является осужденный.

Основанием для отказа в передаче исполнения наказания также является отсутствие контроля за условно осужденным и за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания в соответствии с национальным законодательством государства, гражданином которого является осужденный.

Кроме того, в передаче исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, а также применения условного осуждения или отсрочки отбывания наказания может быть отказано, если:

  • преступление связано с нарушением налогового и (или) таможенного законодательства;
  • не возмещен ущерб, нанесенный преступлением осужденного и определенный судом;
  • на момент получения запроса срок исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, а также применения условного осуждения или отсрочки отбывания наказания составляет менее 6 месяцев, за исключением наказания, срок которого исчисляется в часах;
  • осужденный, не являющийся гражданином РФ, участвует в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводствах на территории РФ.

Минюст России также предложил дополнить ст. 472 ч. 3.1 и 3.2, в которых подчеркивается, что назначаемое судом наказание, не связанное с лишением свободы, не должно быть более строгим, чем установлено приговором суда иностранного государства, не должно ухудшать положение осужденного.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что он разработан в соответствии с п. 14 плана мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 гг. Подчеркивается, что необходимость внесения изменений связана с подписанием Конвенции государств – участников СНГ о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, от 11 октября 2019 г., при этом отмечается, что в настоящее время Россией данная Конвенция не ратифицирована. Авторы проекта пояснили, что плановая дата представления в Правительство РФ проекта федерального закона о ратификации Конвенции – II квартал 2022 г., именно поэтому законопроектом установлен отлагательный срок вступления его в законную силу с момента ратификации.

«По данным, предоставленным ФСИН России за 2020 г., на учете уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров состояли 3842 осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, которые являлись гражданами государств – участников СНГ, подписавших Конвенцию», – указано в пояснительной записке.

Отмечается, что законопроектом предусмотрено возложение на суды новых полномочий по решению вопросов, связанных с передачей исполнения наказания. Вместе с тем разработчики полагают, что это не приведет к существенному увеличению нагрузки на суды, поскольку они уже разрешают вопросы, связанные с исполнением приговоров, в соответствии с главой 47 УПК.

Авторы законопроекта добавили, что после введения возможности передачи исполнения наказания в иностранные государства – участники СНГ общее количество таких дел сократится, а также снизится нагрузка на учреждения ФСИН России, осуществляющие контроль за условно осужденными и лицами, к которым применена отсрочка отбывания наказания.

Член Совета ФПА РФ Татьяна Проценко считает, что предлагаемый законопроект имеет большое значение как для иностранных граждан, осужденных в нашей стране, так и для граждан РФ, осужденных за рубежом. Эксперт отметила, что в настоящее время УПК предусмотрена возможность передачи исполнения наказания государству, гражданином которого является осужденный, только для осужденных к лишению свободы, тогда как осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, или осужденные условно с отсрочкой исполнения приговора вынуждены находиться для исполнения наказания в чужой стране, зачастую не имея работы, жилья и средств к существованию.

Такое положение, по словам адвоката, приводит к тому, что суды при назначении наказания иностранным гражданам применяют наказание в виде лишения свободы, поскольку иные виды наказания просто невозможны или затруднительны в исполнении. «Поскольку реализация предлагаемой нормы связана с межгосударственным взаимодействием, появится возможность вернуться на Родину и у наших граждан, осужденных за небольшие преступления в других странах», – прокомментировала Татьяна Проценко.

Адвокат АП Республики Башкортостан Николай Герасимов подчеркнул, что законопроект представляется весьма важным и правильным в рамках общей уголовной и уголовно-исполнительной политики нашего государства. «Не вызывает сомнений, что при наличии соответствующей возможности и законодательных предпосылок в соответствующем государстве более целесообразными и эффективными исполнение наказания, не связанного с реальным лишением свободы, либо отсрочка исполнения наказания будут в государстве, гражданином которого является осужденный», – поделился он.

По мнению адвоката, поправки в целом направлены на реализацию одного из основополагающих принципов исполнения уголовных наказаний в РФ, а именно – сохранение социальных связей осужденного, а также его социальную адаптацию в процессе и после отбывания наказания. «Принятие и дальнейшая реализация данного законопроекта, с одной стороны, позволит существенно снизить нагрузку на органы уголовно-исполнительной системы РФ, с другой – сохранить социальные связи осужденного и способствовать его исправлению и недопущению совершения им новых преступлений», – заключил Николай Герасимов.

Адвокат АК «Рязанцев Лигал Групп», член Общественной палаты Челябинской области Александр Рязанцев заметил, что авторы законопроекта указывают, что поправки направлены на исполнение международных договоров в рамках СНГ. Вместе с тем адвокат считает, что предлагаемые новеллы по характеру правового регулирования являются универсальными, то есть распространяются на всех граждан вне зависимости от их гражданства.

Адвокат подчеркнул, что суд обязан вынести решение, соответствующее требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, то есть соответствующее критериям законности, обоснованности и мотивированности, что исключает усмотрительское отношение. «В связи с чем для такого института важное значение будет иметь надлежащая регламентация оснований для отказа в удовлетворении данного обращения», – пояснил он.

Александр Рязанцев указал, что авторы предлагают ввести ст. 471.1 УПК, посвященную основаниям отказа в передаче исполнения наказания, в числе которых, по словам адвоката, есть такое довольно оценочное основание для отказа без четких критериев, применение которого, на его взгляд, может вызвать сложности правоприменения, – «существенные интересы Российской Федерации» (п. 7 ч. 1).

Также, по его мнению, может вызвать вопросы основание для отказа, если осужденный, не являющийся гражданином России, участвует в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводствах на территории РФ. «Получается, если кто-либо из лиц, не заинтересованных в передаче гражданина на родину, инициирует любой, даже заведомо необоснованный, иск, это может лишить иностранного гражданина права быть переданным на родину, хотя иностранный гражданин и за пределами РФ не теряет правоспособность в наших судах», – подчеркнул адвокат.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля