Поправки в Закон об адвокатуре приняты в третьем чтении
В ходе заседания Госдумы было высказано предложение отклонить законопроект в связи с внесением в него во втором чтении поправки о запрете на судебное представительство лишенным статуса адвоката
Выступая против принятия закона в текущей редакции, депутат Валерий Гартунг заявил, что спорная норма противоречит Конституции. Он высказал уверенность, что в случае ее применения последует незамедлительное обращение в Конституционный Суд, который признает ее неконституционной, и Думе придется отменять ее.
20 ноября депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон о внесении изменений в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, подготовленный группой сенаторов и депутатов во главе с председателем Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом.
Основные положения закона вступят в силу с 1 марта 2020 г. При этом вступление в силу двух положений отсрочено: начало использования информационной системы для сдачи единого квалификационного экзамена назначено на 1 марта 2021 г., а применение запрета на представительство в суде лицам, чей адвокатский статус был прекращен по определенным причинам, начнется с 1 марта 2022 г.
Как сообщалось, поправки направлены на изменения положений закона, касающиеся приостановления статуса адвоката, порядка и сроков избрания президентов адвокатских палат и ФПА, закрепления возможности получения адвокатами «гонорара успеха», снятия ограничений по стажу для учредителей коллегий адвокатов, введения ограничения на изменение членства в адвокатской палате адвокатами со стажем менее 5 лет. Документ подвергся широкому обсуждению и ко второму чтению был значительно переработан.
Согласно принятому закону кандидаты и доктора юридических наук, которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РФ», могут быть освобождены от сдачи квалификационного экзамена.
Введено положение, согласно которому полномочия адвоката приостанавливаются при избрании (назначении) его на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления (исключается указание, что приостановление статуса происходит на период работы на постоянной основе), в то же время статус может быть приостановлен в случае подачи адвокатом заявления о приостановлении статуса «по личным обстоятельствам».
В случае приостановления статуса по личному заявлению адвокат может восстановить его не ранее года и не позднее десяти лет. При этом введено правило, что на адвоката, статус которого приостановлен по любым основаниям, распространяется действие Кодекса профессиональной этики адвоката.
Законом установлен новый порядок сдачи квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката, который будет проходить в форме единого тестирования с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анонимную проверку результатов.
Для учреждения адвокатского кабинета или коллегии адвокатов теперь необходимо иметь только три года адвокатского стажа.
Законом закреплено, что в соглашении об оказании юридической помощи может содержаться положение о гонораре успеха. При этом такой вид оплаты услуг адвоката не может применяться при оказании юридической помощи по делам об административных правонарушениях и по уголовным делам.
В соответствии с поправками Совет ФПА определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, с использованием автоматизированной информационной системы.
Для региональных и федеральной палат адвокатов введена обязанность вести интернет-сайты с обязательным размещением годовой финансовой отчетности, информации о решениях совета адвокатской палаты и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность членов их советов.
Закон скорректировал порядок избрания органов адвокатского самоуправления: совет АП избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек, подлежит обновлению на одну треть один раз в два года. При этом «одно и то же лицо не может одновременно быть членом совета и членом квалификационной комиссии». Если при ротации предложенные президентом палаты кандидатуры не утверждаются, то «новые кандидатуры вносятся только после их рассмотрения и утверждения советом адвокатской палаты». Участники собрания вправе дополнительно вносить из своего числа кандидатуры для замещения вакантных должностей членов совета, в этом случае проводится рейтинговое голосование по всем представленным кандидатурам.
Избрание президента адвокатской палаты теперь будет осуществляться собранием (конференцией) адвокатов, если на указанную должность советом АП выдвигается его член, занимавший должность президента в течение не менее двух сроков. Участники собрания (конференции) вправе выдвигать на должность президента иных членов совета. Президент избирается с помощью тайного голосования простым большинством участников собрания (делегатов конференции) сроком на четыре года.
Аналогичные требования предъявляются и к Федеральной палате адвокатов. Совет ФПА РФ избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 33 человек и подлежит ротации один раз в два года на одну треть. Если при ротации Съезд не утверждает кандидатуры, представленные президентом ФПА, то новых кандидатов он вправе предложить только после их утверждения Советом. Делегаты Съезда вправе вносить дополнительные кандидатуры, и в этом случае также проводится рейтинговое голосование. Лицо, занимавшее должность президента ФПА в течение двух сроков, «может вновь занять указанную должность исключительно путем избрания его президентом на Всероссийском съезде адвокатов». При этом Съезд должен быть созван не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения срока полномочий президента ФПА. Если большинство делегатов Съезда не проголосовали простым большинством ни за одну из кандидатур членов Совета ФПА, выдвигавшихся на пост президента, то в тот же день Съезд вновь должен провести выборы из числа членов Совета, не выдвигавшихся ранее на должность президента на данном Съезде.
Установлено, что член совета палаты не может одновременно замещать должность члена квалификационной комиссии. Кроме того, предусматривается, что в состав квалификационной комиссии не будут входить президент палаты, а также члены ее совета. Председатель комиссии будет избираться простым большинством голосов.
Введена норма, согласно которой президент ФПА может возбудить дисциплинарное производство в отношении адвоката, занимающего выборную должность в палате субъекта РФ, и передать его в Комиссию по этике и стандартам с дальнейшим рассмотрением Советом ФПА.
Кроме того, Закон об адвокатуре дополнен статьей «Рассмотрение дисциплинарного дела в ФПА», в соответствии с которой адвокат, статус которого был прекращен, в течение месяца вправе обратиться в ФПА с обжалованием соответствующего решения. Комиссия по этике и стандартам в течение месяца дает мотивированный отказ или принимает жалобу к рассмотрению, при этом комиссия вправе истребовать дело из адвокатской палаты субъекта РФ, а на его рассмотрение отводится месяц, после чего направляется заключение в Совет ФПА. Совет в свою очередь либо оставляет решение о прекращении статуса в силе, либо изменяет его самостоятельно, либо отменяет.
Закреплена норма, согласно которой вводится запрет на судебное представительство для адвокатов, статус которых прекращен в связи с вступлением в законную силу приговора суда о признании виновным в совершении умышленного преступления, неисполнением или ненадлежащем исполнением профессиональных обязанностей перед доверителем, нарушением норм КПЭА, а также с незаконным использованием или разглашением информации, связанной с оказанием юридической помощи своему доверителю, либо систематическим несоблюдением установленных законодательством требований к адвокатскому запросу.
Перед голосованием по проекту депутат от «Справедливой России» Валерий Гартунг сообщил, что фракция будет голосовать против его принятия. Он пояснил, что в законопроект во втором чтении были внесены поправки, концептуально изменившие его содержание. В частности, он указал на поправку о запрете на судебное представительство для лишенных статуса. Напомним, Валерий Гартунг при обсуждении поправок в законопроект во втором чтении также выступал против этого изменения.
«Принятие этой поправки противоречит нескольким статьям Конституции РФ. Если она будет где-нибудь применена, то это автоматически приведет к обращению в Конституционный Суд, а он, я уверен, признает неконституционной эту норму, и нам придется ее отменять», – подчеркнул депутат, добавив, что если бы данная поправка была вынесена на широкое обсуждение еще при первом чтении проекта, то она была бы исключена из него к третьему чтению.
Тем не менее закон был принят большинством голосов: за проголосовало 344 человека, против – 19, еще один депутат воздержался.