Покупка лекарств, впоследствии бесплатно переданных другой организации, не является «нецелевой» тратой средств ОМС
Покупка лекарств, впоследствии бесплатно переданных другой организации, не является "нецелевой" тратой средств ОМС
29 октября 2020
pressmaster / Depositphotos.com |
Если онкодиспансер бесплатно передал лекарства с истекающим сроком годности другому онкодиспансеру, то ТФОМС не вправе требовать восстановления средств ОМС, за счет которых были приобретены эти лекарства: действия по неиспользованию препаратов с истекающим сроком годности не могут быть признаны нецелевым использованием средств ОМС.
Правовая позиция, поддержанная Верховным Судом Российской Федерации, сформулирована по делу о взыскании "нецелевых" средств ОМС.
Терфонд, в частности, указывал, что "его" онкодиспансер (ответчик по иску) безвозмездно передал онкодиспансеру другого субъекта РФ лекарств на сумму более полутора миллиона рублей – доксорубицин и фторурацил. Лекарственные препараты были приобретены диспансером за счет средств ОМС и переданы согласно договору благотворительного пожертвования. А такое "разбазаривание" средств ОМС Терпрограммой не предусмотрено – она определяет на территории субъекта РФ способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам, структуру тарифа на оплату медпомощи, содержит реестр медорганизаций, участвующих в реализации терпрограммы ОМС. Таким образом, в тариф ОМС за оказанную медпомощь на территории региона включаются расходы на приобретение только тех лекарств, которые будут использованы самой медорганизацией. Приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для оказания медицинской помощи в других регионах РФ территориальной программой не разрешается.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Онкодиспансер же, в свою защиту, привел всего два довода:
- срок годности переданных препаратов близился к концу,
- благотворительная передача лекарств была санкционирована региональным депздравом.
Суд первой инстанции согласился с ТФОМС, однако все остальные инстанции рассуждали иначе:
- Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", так же как и отраслевое законодательство, не содержит понятия и расшифровки термина "нецелевое расходование денежных средств". Поэтому суд применяет аналогичные положения бюджетного законодательства, касающиеся расходования бюджетных средств, а также ответственности за нарушения порядка их расходования;
- согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств;
- согласно п. 2 ст. 19 Закона об основах ОСС денежные средства бюджетов фондов конкретных видов ОСС подлежат расходованию на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах ОСС;
- основной целью использования медорганизациями средств ОМС является оказания застрахованному лицу медпомощи при наступлении страхового случая в рамках терпрограммы, для чего требуется наличие необходимых лекарственных средств;
- таким образом, приобретение лекарственных средств за счет средств обязательного медицинского страхования является целевым использованием денежных средств;
- запрет на передачу лекарственных средств терпрограммой ОМС не установлен;
- согласия на передачу лекарственных средств в рамках терпрограммы ОМС не предусмотрено;
- передача лекарственных средств осуществлена с целью эффективного использования лекарственных средств, срок годности которых ограничен и истекает;
- при этом утилизация лекарственных средств в результате истечения срока их годности не являлась бы основанием для вывода о нецелевом использовании денежных средств ОМС;
- в таких условиях действия онкодиспансера по эффективному использованию лекарственных средств с истекающим сроком годности не могут быть признаны нецелевым использованием средств;
- кроме того, законодательство в сфере ОМС не предусматривают ответственности за неэффективное использование денежных средств, результатом чего послужило приобретение лекарственных средств, количество которых превышает необходимое.
Верховный Суд РФ поддержал указанную правовую позицию и отказал ТФОМСу в пересмотре дела.
- Позиция уже применена в другом деле (№ А83-13970/2019) – в схожих обстоятельствах суд, сославшись на комментируемое "отказное" определение ВС РФ, признал незаконным решение ТФОМС о возврате "нецелевых" средств ОМС. Дополнительно суд указал, что доказательств изначального приобретения лекарственных средств без учета срока годности не представлено (Определение Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. № 310-ЭС20-14519).