Одним из приоритетов Думы в осеннюю сессию станет повышение качества законотворчества
Другими приоритетами, как заявил председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин, станут обеспечение реализации послания президента и реализация нацпроектов
Председатель Госдумы также подчеркнул, что особое внимание будет уделяться анализу правоприменения принятых актов и снижению числа законов с отсылочными нормами.
10 сентября открылось первое пленарное заседание осенней сессии Государственной Думы, в ходе которого ее председатель Вячеслав Володин рассказал о приоритетах деятельности депутатов и планах на четыре месяца. Он сообщил, что им предстоит рассмотреть 1311 законопроектов, из которых 244 из приняты в первом чтении и только четыре прошли второе.
По словам Вячеслава Володина, основными приоритетами Думы станут обеспечение реализации послания президента Федеральному Собранию и реализация национальных проектов. Он отметил, что из 85 пунктов плана по реализации послания Владимира Путина выполнены 55: «По девяти пунктам законопроекты приняты в первом чтении, по семи находятся в стадии рассмотрения. Внесения 14 ожидаем от правительства».
«План рассмотрения первоочередных инициатив, необходимых для реализации нацпроектов, включает 24 пункта. Из них девять законов принято в прошлую сессию, по восьми пунктам плана законопроекты сейчас находятся на рассмотрении. Еще семь также ожидаются от правительства», – сообщил председатель Госдумы.
Еще одной главной задачей нижней палаты Вячеслав Володин назвал повышение качества законотворчества. «Эта тема в повестке у нас постоянно присутствует. Каждую сессию нужно об этом не только говорить, но и делать шаги по повышению качества законотворчества, – заявил он. – Если говорить о проблемах, то многие из них решены. В первую очередь, вы видите, что на протяжении последних трех лет мы “разнесли” рассмотрение законов первого, второго и третьего чтений».
Председатель Госдумы отметил, что при рассмотрении законопроектов в первом чтении проходят консультации с экспертами, обсуждения во фракциях, парламентские слушания, что, по его словам, дает плоды и качество законов медленно, но повышается.
Однако, говоря о рассмотрении законодательных инициатив во втором чтении, Вячеслав Володин отметил, что нередко в них вносятся поправки, не соответствующие изначальной концепции законопроекта. «Над этим необходимо работать. Мы считаем, что эту задачу решить можно – у нас выстроен диалог с Правительством РФ, поскольку считаем правильным, чтобы правительство при рассмотрении законопроектов второго чтения в обязательном порядке предоставляло отзыв или заключение на эти поправки, с тем чтобы у нас это не проходило “под шумок” той концепции, которая была рассмотрена в первом чтении, а также было предметом дискуссии, изучения со стороны экспертного сообщества и профильных комитетов», – рассказал он.
Кроме того, глава нижней палаты парламента сообщил, что больше внимания будет уделяться анализу правоприменения принятых законов с оценкой эффективности и возникающих при этом проблем. «Увидев, что законопроект несовершенен, мы должны вносить поправки, чтобы он был более эффективен и решал вопросы, которые ждут наши граждане и наша страна», – подчеркнул Вячеслав Володин. Напомним, ранее «АГ» писала о поручении председателям Комитета по государственному строительству и законодательству и Комитета по безопасности и противодействию коррупции проанализировать правоприменительную практику по ст. 228, предусматривающей уголовную ответственность за оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств и результатов ОРД).
Вячеслав Володин также акцентировал внимание на необходимости принимать больше законов прямого действия. «Принимая законопроекты, зачастую мы идем по самому простому пути – принимаем законопроекты с отсылочными нормами», – пояснил он, добавив, что таким является каждый третий из принятых Думой законов. Из-за этого проходит много времени, прежде чем закон начнет действовать, так как необходимо дождаться, пока правительство и министерства создадут необходимую нормативно-правовую базу. В качестве примера он привел принятый в 2014 г. закон о карантине растений, который не действует до сих пор.
«Нам нужно уменьшать их количество и выходить на принятие прямых норм, законов прямого действия», – заявил председатель Госдумы. Он отметил, что по этому вопросу есть поддержка со стороны президента и председателя правительства.