Находящиеся в СИЗО осужденные смогут получить свидания с близкими

Минюст подготовил поправки в УИК и Закон о содержании под стражей во исполнение постановления Конституционного Суда

Находящиеся в СИЗО осужденные смогут получить свидания с близкими

По мнению одного из адвокатов, законопроект искажает смысл и букву постановления КС РФ, а российские власти в очередной раз изобрели «потемкинскую деревню». Другого смутила возможность замены длительного свидания краткосрочным или телефонным разговором, поскольку такая замена может восприниматься как своеобразное наказание.

18 марта Минюст России представил проект поправок в Уголовно-исполнительный кодекс РФ и Закон о содержании под стражей в части предоставления длительных свиданий осужденным к лишению свободы, находящимся в СИЗО. Общественное обсуждение по проекту не проводилось, он представлен сразу для антикоррупционной экспертизы.

Напомним, как писала ранее «АГ», 28 декабря 2020 г. Конституционный Суд вынес Постановление № 50-П по делу о проверке конституционности ряда норм, регламентирующих порядок встреч с родными лиц, уже отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, но временно содержащихся в СИЗО.

Тогда КС счел, что ст. 77.1 УИК во взаимосвязи со ст. 18 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых допускает произвольное, без установленных законом оснований, ограничение осужденных к лишению свободы в праве на длительные свидания. Как пояснил Суд, это обстоятельство в свою очередь ведет к отступлению от требования соразмерности ограничений прав преследуемым целям, даже если оставление в СИЗО или перевод туда отчасти продиктованы потребностями рациональной организации производства по уголовному делу, деятельности органов предварительного расследования и суда.

Суд признал нормы неконституционными в той мере, в какой лица, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии или тюрьме и оставленные в СИЗО либо переведенные в него из указанных исправительных учреждений для участия в следственных действиях в качестве подозреваемого, обвиняемого или участия в судебном разбирательстве в качестве обвиняемого, лишаются права на длительные свидания без установленных законом оснований. Федеральному законодателю рекомендовалось внести изменения в текущее законодательство.

Проектом Минюста предлагается ч. 3 ст. 77.1 УИК изложить в новой редакции: в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 данной статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Законом о содержании под стражей, и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания реализуется в установленном вышеуказанным федеральным законом порядке. Право осужденного, привлекаемого в качестве свидетеля либо потерпевшего, на краткосрочные и длительные свидания осуществляется в рамках УИК РФ. Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), свидетеля либо потерпевшего, на длительное свидание на территории исправительного учреждения или за его пределами и право несовершеннолетнего осужденного на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии могут заменяться правом на краткосрочное свидание или телефонный разговор в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 89 Кодекса.

В свою очередь ст. 18 Закона о содержании под стражей дополняется ч. 5 следующего содержания: осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме, оставленным в следственном изоляторе либо переведенным в него из вышеуказанных пенитенциарных учреждений для участия в следственных действиях в качестве подозреваемых (обвиняемых) или в судебном разбирательстве в качестве обвиняемых в порядке ст. 77.1 УИК РФ, на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, предоставляются длительные свидания с родственниками и иными лицами продолжительностью трое суток на территории СИЗО в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка.

Предполагается, что соответствующий федеральный закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования; как следует из пояснительной записки, это необходимо для разработки НПА, предусматривающих внесение изменений в приказы Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Адвокат АБ «А2К» Дмитрий Хомич полагает, что конкретизация прав осужденных на свидание в условиях перевода или содержания в следственном изоляторе позволяет избежать конфликтов и необоснованного произвола со стороны администрации учреждения. «Меня немного смущает возможность замены длительного свидания краткосрочным или телефонным разговором. Очевидно, что такая замена может восприниматься как наказание, потому что длительное свидание позволяет не только пообщаться с близким родственником, но и на некоторое время прикоснуться к той жизни, которой человек лишен в силу приговора суда», – отметил он.

По словам эксперта, скорее всего, подобная замена – это вынужденная мера, так как не во всех СИЗО есть возможность организации специального помещения для длительных свиданий. «И все же такую возможность необходимо изыскать, потому что сохранение социальных связей осужденного очень важно для его последующей реабилитации в обществе, возвращения к нормальной жизни. Наказание должно способствовать исправлению, у человека должно развиваться желание вернуться к семье, трудоустроиться, начать строить свою жизнь. Поэтому значение общения с близкими переоценить невозможно», – убежден Дмитрий Хомич.

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский назвал отрадным фактом оперативную разработку Минюстом России законопроекта во исполнение постановления КС. «Обычно государственные власти не отличаются исполнительностью, например, нам – адвокатам – более года пришлось ждать частичного исполнения небезызвестного Постановления КС РФ № 33-П от 17 декабря 2015 г., да и впоследствии соответствующий законопроект был внесен на обсуждение законодателей только благодаря прямому обращению адвокатов к Президенту России», – отметил он.

Тем не менее, по мнению эксперта, проект поправок искажает смысл и букву Постановления № 50-П. «Он решает проблему содержания осужденных в СИЗО лишь частично, искусственно подменяя понятия. Не секрет, что условия содержания в СИЗО, как подчеркнул Конституционный Суд РФ, коренным образом отличаются от условий содержания лиц, находящихся в местах лишения свободы. Кроме свиданий это и возможность трудиться, а значит погашать взысканное по гражданскому иску (это обязательное условие досрочного выхода на свободу по УДО), возможность получения профессии в условиях содержания, а также многое другое. Тут бы законодателю развернуться и хотя бы частично решить эти и другие проблемы содержания осужденных в СИЗО – именно этого требует провозглашенный гуманистический подход и Конституционный Суд РФ. Но этого не произошло! Законопроект вместо фактического выполнения постановления КС РФ предлагает фикцию», – полагает Владислав Лапинский.

Адвокат пояснил, что реализация поправок в том виде, в котором они представлены сейчас, не потребует никакой перестройки внутреннего распорядка и внутренней организации работы российских СИЗО. «Минюст хотя бы мог провозгласить, что замена длительных свиданий, на которые имеют право осужденные, краткосрочными или вообще – разговорами по телефону (что никак нельзя признать равноценной заменой), – это временная мера до перестройки следственных изоляторов и что там, где это возможно (например, в СИЗО-1 «Кресты» Санкт-Петербурга), постановление КС РФ будет выполняться в полной мере. Можно было установить сроки перестройки или переделки существующих изоляторов, в конце концов, выделить в них специальную территорию для содержания осужденных с созданием соответствующих условий или подчинить начальству следственного изолятора часть действующей колонии, где можно было обеспечить условия содержания осужденных такие же, как в колониях. Но у нас власти в очередной раз строят “потемкинские деревни”», – резюмировал Владислав Лапинский.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля