Минюст утвердил реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента

Согласно изменениям, в такой реестр подлежит включению общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, занимающееся политической деятельностью в России и получающее финансирование из зарубежных источников

Минюст утвердил реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента

По мнению одного из экспертов, критерии, по которым общественное объединение может быть признано иноагентом, достаточно широки. Другой добавил, что любая организация, получающая зарубежное финансирование или участвующая в политической деятельности внутри страны, в соответствии с новыми требованиями может быть признана иноагентом. Третья напомнила, что общественное движение может в судебном порядке оспорить включение в реестр. По мнению четвертого, правовой статус незарегистрированных общественных объединений давно требует законодательного закрепления, однако текущее положение дел свидетельствует об иных тенденциях.

1 июня Минюст России опубликовал Приказ № 92, которым утверждены порядок и срок уведомления общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, о получении денежных средств от иностранных источников и об участии в политической деятельности на территории РФ.

Напомним, в конце 2020 г. Президент РФ Владимир Путин подписал серию законов, позволяющих признавать «иностранными агентами» обычных граждан и организации без юрлица. Таким образом, учет иноагентов – общественных организаций был введен Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности». Сейчас же установлены правила ведения реестра таких объединений.

В Приказе № 92 отмечается, что порядок разработан во исполнение ч. 4 ст. 29.1 Закона об общественных объединениях и определяет требования к ведению реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.

Для незарегистрированных общественных объединений в реестре определены:

  • порядок и сроки уведомления о получении (намерении получать) имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории РФ;
  • форма отчета об объеме денежных средств и имущества, полученного от иностранных источников, о целях расходования средств и использования имущества, их фактическом расходовании и использовании;
  • форма сообщения об изменении основных сведений об объединении;
  • форма заявления об исключении из реестра.

Реестр ведет Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста, которому и представляются указанные документы.

Согласно Приказу № 92 общественное объединение, функционирующее без приобретения прав юридического лица, должно направить в уполномоченный орган соответствующее уведомление:

  • не позднее чем за 10 рабочих дней до начала осуществления политической деятельности на территории РФ, если объединение в течение года, предшествующего осуществлению политической деятельности, получало финансирование из-за рубежа;

  • в течение 10 рабочих дней после получения финансирования от иностранных источников, если объединение в течение года, предшествующего получению указанных денежных средств, участвовало в политической деятельности;

  • не позднее чем за 10 рабочих дней до начала осуществления политической деятельности и получения финансирования от иностранных источников, если объединение намеревается получать денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвовать в политической деятельности.

«Объединение освобождается от подачи уведомления в случае, если денежные средства и (или) иное имущество, полученные от иностранных источников, были возвращены отправителю в течение трех рабочих дней с момента их поступления», – отмечается в документе.

На сегодняшний день в реестр включено одно объединение – движение в защиту прав избирателей «Голос» (внесено 18 августа). Как указано на сайте Минюста, целями данного объединения являются содействие гражданам в реализации избирательных прав – в частности, права на осуществление контроля при проведении выборов и референдумов; содействие развитию российского института выборов и референдума как высшего непосредственного выражения власти народа; содействие развитию демократического правового общества в России путем повышения уровня открытости, гласности и законности при организации и проведении референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления; консолидация общественных сил на основе стремления к проведению выборов и референдумов в строгом соответствии с законом. В качестве источника иностранного финансирования деятельности указана «гражданка Республики Армения».

Ведущий юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С Михаил Хохолков в комментарии «АГ» отметил, что критерии, по которым общественное объединение может быть признано иноагентом, определены не только Законом № 481-ФЗ, но и Законом об общественных объединениях. По мнению эксперта, такие критерии достаточно широки, и в СМИ неоднократно обсуждалось, что отнести к «иностранным агентам» можно большое количество организаций, занимающихся политической деятельностью и получающих любую поддержку иностранных лиц.

«Для включения в реестр необходимо мотивированное заключение Министерства юстиции РФ. Как минимум, формальные основания в этом заключении указаны», – добавил Михаил Хохолков.

Он напомнил, что аналогичные реестры Минюст ведет в отношении СМИ и физических лиц, выполняющих функции иноагентов. «Пока мне не известно ни об одном случае исключения лиц из данных реестров», – заметил эксперт.

Михаил Хохолков напомнил, что после включения объединения или лица в любой из реестров иноагентов контент необходимо маркировать специальным указанием.

Адвокат, управляющий партнер АБ «Правовой статус» Алексей Иванов отметил, что в конце 2020 г. в законодательство были внесены изменения, направленные на принятие дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности, в том числе на конкретизацию статуса организаций и физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, а также ведения реестра объединений, выполняющих функции иноагента. «Постепенно деятельность некоммерческих организаций, СМИ, журналистов, блогеров стала противопоставляться национальной безопасности», – считает он.

Эксперт добавил, что Указом Президента РФ от 25 июня 2021 г. № 377 дополнены полномочия Минюста России: теперь ведомство уполномочено вести реестр незарегистрированных общественных объединений и список физических лиц, выполняющих функции иноагента. Он также пояснил, что любая организация, получающая зарубежное финансирование или участвующая в политической деятельности внутри страны, может быть признана иноагентом. «При таком подходе большинство СМИ и журналистов с легкостью могут быть внесены в реестр иноагентов», – полагает Алексей Иванов.

Основанием для включения «Голоса» в Реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, послужило финансирование гражданином иностранного государства. С формальной точки зрения одного лишь этого обстоятельства достаточно для включения в Реестр, уточнил эксперт.

С другой стороны, по мнению Алексея Иванова, в существующем виде порядок признания иноагентами напоминает «охоту» на независимые организации, СМИ и журналистов, что несовместимо с ценностями, присущими демократическому государству. «Нарушение права на свободу информации, введение цензуры, расправа над неугодными СМИ – основные признаки сегодняшнего “регулирования” деятельности организаций и граждан, действующих в интересах общества», – резюмировал Алексей Иванов.

Адвокат АП Республики Башкортостан Надежда Крылова заметила, что в последние годы федеральное законодательство по вопросам регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание, деятельность общественных объединений, претерпевает существенные корректировки.

«Большинство изменений обусловлено необходимостью обеспечения основ конституционного строя и национальной безопасности, сохранения государственного суверенитета и целостности РФ, связано с вызовами современности, ситуацией в мире, с международными отношениями и обстановкой внутри страны, учитывают сложившуюся законодательную практику других стран в этой сфере», – пояснила она.

По мнению эксперта, вполне логично и ожидаемо, что 30 декабря 2020 г. был подписан Закон № 481-ФЗ, которым внесены значимые дополнения и изменения в пять федеральных нормативно-правовых актов, среди которых законы об общественных объединениях и о некоммерческих организациях. Включение общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей «Голос» в указанный реестр, как следует из сути правовых новаций, пояснила Надежда Крылова, должно быть обусловлено только тем, что это объединение, во-первых, функционирует без приобретения прав юридического лица; во-вторых, получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников; в-третьих, участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ. «Либо “Голос”, функционирующий без статуса юрлица с 5 июля 2013 г., лишь намеревается получать финансирование из-за рубежа и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории России», –добавила эксперт.

По мнению Надежды Крыловой, анализ содержания нового реестра свидетельствует, что основания для включения в него объединения «Голос» имеются. Вместе с тем эксперт обратила внимание, что общественное движение может оспорить нахождение в реестре, представив суду письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и иные материалы, свидетельствующие о целях, задачах, фактической деятельности объединения и отсутствии поступлений (или намерений на получение) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников.

Юрист Андрей Коновалов считает, что введение нового реестра является очередным индикатором ужесточения борьбы со свободой слова. Как пояснил эксперт, это подтверждается тем, что исходя из совокупного толкования ст. 5 и ст. 29.1 Закона об общественных объединениях, а также ст. 6 Закона об НКО в качестве незарегистрированного объединения можно признать практически кого угодно: «К примеру, при буквальном толковании названных норм таковым может быть успешно признана группа людей, регулярно собирающихся во дворе многоквартирного дома и обсуждающих деятельность местной администрации с публикацией записей своих обсуждений на видеохостинге, где есть возможность отправки пожертвований из-за рубежа».

«Стоит отметить, что правовой статус незарегистрированных общественных объединений давно требует законодательного закрепления, однако текущее положение дел свидетельствует о том, что государство в данном вопросе движется явно не в этом направлении», – подытожил Андрей Коновалов.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля