Минюст разработал проект о системе ресоциализации осужденных

Законопроектом предлагается закрепить несколько видов пробации – приговорную, пенитенциарную и постпенитенциарную

Минюст разработал проект о системе ресоциализации осужденных

Один из адвокатов усомнился в эффективности предложенных поправок, предположив, что следствием их принятия станет лишь увеличение документооборота как внутри органов исполнения наказаний, так и между указанными органами и иными государственными организациями. Другой отметил, что реализация законопроекта может быть осложнена необходимостью объемов финансирования, укомплектования и обучения новых сотрудников учреждений служб занятости как на федеральном, так и на региональном уровнях. Третий считает, что российская уголовно-исполнительная система давно нуждается в выработке эффективной программы по ресоциализации осужденных и лиц, уже отбывших наказание и стремящихся вернуться к полноценной общественной жизни.

Минюст опубликовал для общественного обсуждения законопроект, предусматривающий создание системы, направленной на социальную адаптацию осужденных и отбывших наказание граждан.

Меры по ресоциализации осужденных

Проект предусматривает создание системы пробации – совокупности мер, применяемых в отношении осужденных, а также лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Такие меры будут включать в себя ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, защиту прав и законных интересов осужденных, контроль и надзор за их поведением, предупреждение совершения ими преступлений и правонарушений.

В пояснительной записке подчеркивается, что в настоящее время на федеральном и региональном уровнях имеются отдельные элементы системы ресоциализации и социальной адаптации. Так, на федеральном уровне основы социального обслуживания граждан установлены Законом об основах социального обслуживания граждан в РФ и другими нормативно-правовыми актами. А в ряде регионов приняты законы о социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений УИС РФ, также созданы центры социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, указывают авторы законопроекта. Они разъяснили, что именно в целях систематизации отдельных положений законодательства в этой сфере, установления единых принципов организации работы по осуществлению контроля, социальной адаптации, социальной реабилитации соответствующих категорий лиц предлагается создать единую систему пробации в РФ.

Предлагается, что данный закон будет регулировать общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования пробации в России, в том числе определять ее цели, задачи и принципы, правовое положение лиц, в отношении которых она применяется, а также направления деятельности и полномочия субъектов пробации. Субъектами пробации будут являться: федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов РФ; учреждения УИС; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; госучреждения службы занятости населения, а также организации социального обслуживания. Кроме того, отмечается, что могут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации и общественные объединения, предоставляющие социальные услуги; организации, осуществляющие образовательную деятельность; научные, медицинские организации, индивидуальные предприниматели, общественные наблюдательные комиссии, а также граждане.

Три вида пробации

Законопроектом предлагается закрепить несколько видов пробации – приговорную (исполнительную), пенитенциарную и постпенитенциарную.

Основанием применения приговорной пробации будет являться решение суда, и она будет использоваться при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Согласно проекту основными направлениями деятельности приговорной пробации будут:

1) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;

2) контроль за поведением лиц, освобожденных УДО от отбывания наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;

3) контроль за применением принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающих педофилией;

4) контроль за исполнением обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осужденными, признанными больными наркоманией, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы;

5) применение специальных мер профилактики правонарушений в целях предупреждения совершения новых преступлений лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

К осужденным к принудительным работам и лишению свободы в период отбывания наказания, а также в период их подготовки к освобождению планируется применять пенитенциарную пробацию. Она будет осуществляться по следующим основным направлениям:

1) проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы или принудительным работам, оказание им психологической помощи;

2) восстановление и укрепление социально полезных связей осужденных к принудительным работам или лишению свободы;

3) подготовка осужденных к принудительным работам или лишению свободы к освобождению из учреждений, исполняющих наказания;

4) оказание содействия в получении социальной помощи, трудовом ‎и бытовом устройстве.

Отмечается, что в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в целях ресоциализации и социальной адаптации после освобождения, коррекции их поведения с осужденными будет проводиться социальная и воспитательная работа, с их согласия им оказывается психологическая помощь, включающая психологическую профилактику, просвещение, консультирование, поддержку, сопровождение, диагностику и коррекцию.

Третий вид пробации предлагается применять к лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказания, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ее основными направлениями являются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация. Основанием применения для постпенитенциарной пробации может являться заявление лица или его законного представителя, в отношении которого осуществляется приговорная (исполнительная) пробация освобождающегося из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, либо отбывшего уголовное наказание. Указывается, что срок применения таких мер будет определяться индивидуальной программой, но не может составлять более одного года со дня начала реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой. Лицо, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация, будет иметь право отказаться от ее дальнейшего применения.

Для формирования новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих навыков социального поведения, сохранения, повышения социального статуса лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация, уголовно-исполнительными инспекциями будет проводиться работа по восстановлению и формированию социально полезных связей. Также планируется, что данными инспекциями будет осуществляться консультирование по вопросам порядка признания гражданина безработным, о перечне документов, необходимых для постановки на регистрационный учет; о размерах и сроках выплаты пособия по безработице. При необходимости будет оказываться помощь в подготовке документов, необходимых для предоставления социальной услуги или для признания гражданина безработным и получения пособия по безработице, или иных документов, обращения в суд для установления факта, имеющего юридическое значение, к нотариусу.

В целях оказания содействия бывшим заключенным в трудоустройстве предлагается осуществлять взаимодействие с органами службы занятости на основе соглашения о взаимодействии, определяющего порядок информационного обмена, в том числе об имеющихся вакансиях на рынке труда, условиях труда, заработной плате и квалификационных требованиях к соискателям вакансий. В уголовно-исполнительных инспекциях лицам, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация, будет также предоставляться информация об образовательных организациях, о перечне документов, необходимых для зачисления в них; оказываться помощь в их оформлении и восстановлении.

Согласно законопроекту в целях оказания помощи лицам, в отношении которых применяется данный вид пробации, некоммерческими, в том числе религиозными организациями и общественными объединениями, социально ориентированными некоммерческими организациями могут создаваться центры пробации. Правила организации деятельности таких центров предлагается утверждать федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Проектом также предусмотрено создание государственной информационной системы – единого реестра лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация. Оператором такого реестра будет являться федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Отмечается, что важнейшим инструментом в сфере пробации будет являться индивидуальная программа – документ, включающий в себя меры правового и иного характера, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, применяемые к конкретному лицу в зависимости от обстоятельств, характеристики его личности и его индивидуальной нуждаемости.

Законопроектом определяются правовые, организационные основы деятельности органов, осуществляющих пробацию; уточняются права, полномочия и обязанности учреждений и организаций, осуществляющих пробацию, порядок их взаимодействия с иными органами государственной власти, институтами гражданского общества, СМИ, общественными организациями. Кроме того, проектом устанавливаются права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется пробация.

Надзор за соблюдением российского законодательства в сфере применения пробации будет осуществлять прокуратура РФ. Авторы проекта ожидают, что закон вступит в силу с июля текущего года, за исключением положений, касающихся осуществления постпенитенциарной пробации. Они будут вводиться в действие по мере создания необходимых условий для исполнения данного вида пробации не позднее начала 2025 г.

Адвокаты неоднозначно оценили предложения Минюста

Комментируя проект поправок, адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский отметил, что перевоспитание, коррекция поведения и создание системы адаптации в обществе лиц, отбывших наказание, всегда декларировались как неотъемлемые составляющие организации исполнения приговоров. УИК РФ и иные нормативные акты, касающиеся деятельности органов исполнения наказания, включают в себя положения, связанные с проведением коррекционных и воспитательных мероприятий в отношении осужденных, а также контролем за их надлежащим поведением после освобождения, указал адвокат.

«Предложение о принятии нового, не вполне понятного и достаточно объемного закона представляется как минимум избыточным. Складывается впечатление, что основным следствием принятия данного закона станет увеличение документооборота как внутри органов исполнения наказаний, так и между указанными органами и иными государственными организациями», – считает Сергей Колосовский.

Вместе с тем адвокат подчеркнул, что более или менее рациональными положениями законопроекта являются оказание помощи в трудоустройстве и получении образования, а также разработка индивидуальных программ ресоциализации лиц, отбывших наказание. Однако, по его мнению, данные положения вполне могут быть реализованы путем внесения дополнений в существующие нормативные акты, без создания новых бюрократических механизмов, предусмотренных законопроектом. «Рискну предположить, что принятие предлагаемого закона окажет скорее негативное воздействие на процессы ресоциализации лиц, отбывших наказание, поскольку предлагается увеличение документооборота без изменения штатной численности органов, исполняющих наказание; другими словами, смещение акцента в работе сотрудников с решения практических задач на некие формализованные действия», – прокомментировал Сергей Колосовский.

Адвокат, управляющий партнер Criminal Defense Firm Алексей Новиков
подчеркнул, что режим пробации, получивший широкое распространение по всему миру, является важным механизмом уголовно-исполнительной системы. Адвокат поделился, что в США режим пробации существует более 150 лет и за этот период претерпел ряд существенных изменений. «Сейчас в обязанности сотрудников службы пробации входят ресоциализация лиц, отбывших наказание, их реинтеграция в общество. Контроль же за бывшими осужденными осуществляется различными способами: путем личных контактов, по телефону, при опросе представителей лечебных учреждений, родных и близких, соседей об образе жизни лиц, отбывших наказание. Встречи и беседы проводятся как в офисах служб, так и по месту жительства или работы экс-заключенных. По мнению Минюста и Федерального управления тюрем США, такая система контроля за ранее осужденными наиболее эффективна для их скорой ресоциализации», – рассказал эксперт.

Вместе с тем адвокат отметил, что в России, несмотря на утверждение Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 г., проблемы с занятостью и реинтеграцией осужденных после выхода из колоний толкают последних на новые преступления. Так, Алексей Новиков указал, что по данным ФСИН России только за первое полугодие 2020 г. более 18 тыс. человек была нужна помощь в поиске работы и только 3933 были трудоустроены. У остальных же имеется высокий риск рецидива из-за отсутствия трудоустройства, а соответственно, источника доходов, пояснил адвокат.

Он обратил внимание, что часто проблемой трудоустройства бывших осужденных становится отсутствие образования и навыков, соответствующих быстро меняющимся потребностям рынка труда. Алексей Новиков подчеркнул, что в связи с этим сегодня в местах лишения свободы у заключенных есть возможность получать высшее образование дистанционным способом, имеются широкая сеть профессиональных училищ, а также производственная база, позволяющая применять полученные знания на практике, что регламентируется п. 9 ст. 80 Закона об образовании.

«Обширный опыт иностранных государств показывает, что эффективность различных реабилитационных мер и программ зависит исключительно от уголовно-исполнительной системы конкретного государства, так как без удовлетворения основных потребностей ранее осужденного (обеспечения самым необходимым в быту и трудоустройства) никакие программы не смогут принести желаемый результат. Имеющийся опыт доказывает необходимость системного подхода, а обсуждаемый законопроект о создании в России системы пробации поможет такой поход постепенно выстроить», – отметил адвокат.

По мнению Алексея Новикова, реализация предлагаемого законопроекта может быть осложнена необходимостью объемов финансирования, укомплектования и обучения новых сотрудников учреждений служб занятости как на федеральном, так и на региональном уровнях. «Вместе с тем только комплексная работа Минюста, ФСИН, МВД, Минтруда и региональных властей поможет выстроить новую, но столь необходимую для российского общества систему пробации», – резюмировал он.

Адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов полагает, что российская уголовно-исполнительная система давно нуждается в выработке эффективной программы по ресоциализации лиц, пребывающих в учреждениях УИС, а также уже отбывших наказание и стремящихся вернуться к полноценной общественной жизни. Адвокат добавил, что на примере США и их Центров реституции наглядно видна эффективность подобных программ, которые направлены на подготовку осужденных к жизни в обществе после их освобождения.

Игорь Бушманов считает положительными моментами законопроекта четкое определение субъектов пробации, а также указание на возможность привлечения в целях ресоциализации возможностей коммерческих и некоммерческих организаций. Также одобрение у адвоката вызывает подробное описание оказываемой лицам, отбывшим наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, социальной помощи и содействия в трудовом и бытовом устройстве, это, по его мнению, способствует реализации поставленных задач.

Вместе с тем Игорь Бушманов указал, что термин «права» в ст. 13 законопроекта «Права органов государственной власти субъектов Российской Федерации» надлежит заменить термином «полномочия». Многие права уголовно-исполнительных инспекций, перечисленные в законопроекте, следует отнести к их обязанностям, так как от их эффективного осуществления зависит реализация прав осужденных, подчеркнул адвокат.

Он также отметил, что ст. 19 проекта к одной из обязанностей уголовно-исполнительных инспекций относит «контроль и надзор». Подобная абстрактная формулировка видится адвокату недопустимой и противоречащей принципу правовой определенности. «В связи с этим, на мой взгляд, в плане юридической техники законопроект нуждается в дальнейшей доработке», – пояснил Игорь Бушманов.

Метки записи:   , ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля