Минюст опубликовал проекты процессуального и материального кодексов об административных правонарушениях
В первом предлагается закрепить полномочия адвокатов, а во втором – наказание за воспрепятствование адвокатской деятельности
Предусматривается, что кодексы вступят в силу 1 января 2021 г., а не рассмотренные на тот момент дела, правонарушения по которым не являются административно наказуемыми по новому КоАП, будут прекращены.
Министерство юстиции опубликовало пакет из трех законопроектов, предусматривающих введение нового КоАП, а также специального Процессуального кодекса об административных правонарушениях.
Как ранее сообщала «АГ», с инициативой подготовки нового Кодекса об административных правонарушениях выступил бывший глава Правительства РФ Дмитрий Медведев весной 2019 г., а уже в июне была опубликована его Концепция, утвержденная правительством.
Новый КоАП
В частности, в проекте нового КоАП закреплена ст. 6.10 «Воспрепятствование адвокатской деятельности». За вмешательство в адвокатскую деятельность в целях воспрепятствования осуществлению адвокатом его профессиональных полномочий, в том числе неправомерный отказ в предоставлении в связи с поступившим запросом информации, ее несвоевременное предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, предусматривается наложение штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. руб. или предупреждение, а на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.
В ст. 30.3 «Неисполнение требований законодательства в сфере организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предлагается указать, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма влечет предупреждение или наложение штрафа от 50 до 100 тыс. руб.
Согласно пояснительной записке к проекту нового КоАП, документом предлагается выделить из действующего Кодекса нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, объединив их в рамках Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом предусматривается сохранение подхода, согласно которому процессуальный порядок привлечения к административной ответственности арбитражными судами, рассматривающими в пределах их компетенции дела о привлечении к административной ответственности, регулируется арбитражным процессуальным законодательством.
Сам КоАП предлагается разделить на три раздела: общая и особенная части, а также раздел «Субъекты административной юрисдикции». При этом предусматривается выделение категорий грубых административных правонарушений. В частности, к ним авторы КоАП хотят отнести правонарушения экстремистской и коррупционной направленности, правонарушения в сфере оборота наркотических средств, а также правонарушения на транспорте, совершенные в состоянии опьянения.
В случае принятия нового Кодекса будут нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные.
Наряду с гражданами, должностными и юридическими лицами к самостоятельному субъекту административного правонарушения предлагается отнести лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершивших правонарушения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности независимо от соблюдения ими требований законодательства о государственной регистрации.
Проектом КоАП закрепляется правило о запрете одновременного привлечения юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же правонарушение, однако документ содержит исключение, когда санкцией статьи раздела II Кодекса либо закона субъекта РФ об административных правонарушениях предусмотрены различные виды административных наказаний для юридического лица и его должностного лица, либо когда одно из указанных лиц подлежит освобождению от наказания.
Документом предлагается взять за общее правило назначение гражданам наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии отягчающих обстоятельств. Также предусматривается исключить верхний и нижний пределы административного наказания в виде штрафа. Сохранить их предлагается только для законов субъектов РФ об административных правонарушениях, за исключением законов городов федерального значения.
В случае принятия нового КоАП будет сокращен предельный срок назначения обязательных работ с закрепленных сейчас 200 часов до 60. При этом данный вид наказания предлагается не назначать беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, детей-инвалидов, одиноким родителям (или лицам их заменяющим), имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, инвалидам I и II групп, лицам, осуществляющим уход за ними.
Обязательные работы не будут применяться к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам прокуратуры, СК РФ, а также к имеющим специальные звания сотрудникам ОВД, войск нацгвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, таможенных органов, органов принудительного исполнения, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, постоянных представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств РФ и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории РФ.
Кроме того, предлагается не применять арест как к вышеназванным лицам, так и к лицам, не достигшим 18 лет, лицам, имеющим заболевание, указанное в перечне заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста, утверждаемом Правительством РФ.
Документом предусматривается конкретизация случаев освобождения от ответственности и от административного наказания, замены наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения наказания. Например, предусматриваются освобождение от наказания в связи с наступлением обстоятельств, препятствующих его исполнению, и замена выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства иными административными наказаниями.
Также авторы проекта предлагают увеличить до одного года общий срок давности привлечения к административной ответственности.
Процессуальный КоАП
Согласно проекту закона в Процессуальном кодексе об административных правонарушениях предлагается отдельно прописать участие адвоката в делах об административных правонарушениях.
Так, в предполагаемой ст. 1.16 «Процессуальные формы реализации прав участников производства по делам об административных правонарушениях» указывается, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, их законные представители, представители, в том числе адвокаты, вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобе либо протесту на постановление и (или) решение по жалобе либо протесту на постановление, определение по делу об административном правонарушении.
Отмечается, что издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм, израсходованных на покрытие услуг представителя, в том числе адвоката. Также в проекте указывается, что адвокат защищает права и законные интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего. Его полномочия удостоверяются ордером. При этом если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо потерпевший заявит ходатайство о привлечении представителя, в том числе адвоката, к участию в деле, то такой представитель должен быть допущен к участию в деле без представления соответствующей доверенности уполномоченного лица либо ордера адвоката.
В проекте закона указывается, что по просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок должен уведомляться, помимо прочих, адвокат. Он же участвует при рассмотрении дела в суде и дальнейшем обжаловании постановления. Кроме того, свидетель вправе являться на допрос с адвокатом и пользоваться его юридической помощью.
В пояснительной записке указывается, что законопроектом предусмотрены расширение, уточнение и конкретизация прав участников производства по делам об административных правонарушениях на всех его стадиях, в том числе на стадии рассмотрения данных дел.
Отмечается, что детальному правовому регулированию подверглись и вопросы о доказательствах в производстве по делу об административном правонарушении.
В проекте закона закрепляется, что в качестве одного из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении выступает получение должностным лицом, уполномоченным на это, результата проведения в соответствии с законом контрольно-надзорного мероприятия о деятельности, в отношении которой осуществляется государственный контроль (надзор) или муниципальный контроль, содержащего сведения, указывающие на событие административного правонарушения.
Отмечается, что, поскольку защита прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых уполномоченным органом ведется производство по делу об административном правонарушении, зачастую связана с необходимостью обладания специальными юридическими познаниями в различных отраслях законодательства РФ, законопроектом предлагается закрепить дополнительные гарантии оказания квалифицированной юридической помощи, в частности оказания ее бесплатно в отдельных случаях.
Авторы законопроекта назвали важной новеллой положение, регламентирующее порядок объединения судом нескольких дел об административных правонарушениях в одно производство. Отдельный блок вопросов связан с рассмотрением судом жалоб (протестов) на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях, а также пересмотром вступивших в законную силу постановлений и решений по таким делам.
В законопроекте рассмотрен вопрос о том, что положения о сроке давности привлечения к административной ответственности подлежат применению как на момент вынесения постановления по делу субъектом административной юрисдикции, рассматривающим дело, так и на стадии пересмотра как не вступившего, так и вступившего в законную силу постановления, если разрешается по существу вопрос о привлечении лица к ответственности либо вопрос о возвращении дела на новое рассмотрение после прекращения производства по нему.
Проектом закона также регулируются возможности и пределы ухудшения положения лица при пересмотре постановлений (решений), состоявшихся по делам об административных правонарушениях.
Детальному правовому регулированию подверглись вопросы исполнения административных наказаний. Предусматривается, что при уплате штрафа за совершение правонарушения, не являющегося грубым, или правонарушения, предусмотренного гл. 21 проекта нового КоАП (за исключением отдельных административных правонарушений), не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о назначении наказания размер штрафа может быть уменьшен вдвое. Такие же правила предусматриваются за совершение административного правонарушения в области таможенного дела и в области транспортной безопасности.
В случае принятия законопроекта Процессуальный кодекс будет содержать раздел, посвященный вопросам правовой помощи, в том числе юридической силе доказательств, полученных на территории иностранного государства, вызовам свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории РФ, исполнению в РФ запроса о правовой помощи, направлению материалов дела для осуществления административного преследования, исполнению запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории РФ.
Введение новых кодексов в действие
Согласно проекту закона о введении в действие административного и процессуального кодексов предполагается их вступление в силу с 1 февраля 2021 г.
С этой даты предусматривается прекращение рассмотрения находящихся в производстве судов, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, дел об административных правонарушениях, не являющихся таковыми в соответствии с новым КоАП, а также дел об административных правонарушениях, по которым истек срок давности привлечения к ответственности, установленный ст. 3.31 Кодекса. Также, согласно проекту, не подлежат исполнению неисполненные постановления судей, органов, должностных лиц о наложении административных наказаний за действия (бездействие), не являющиеся административными правонарушениями в соответствии с новым КоАП.
Проектом закона также указывается на необходимость судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, пересмотреть вынесенные ими до 1 января 2021 г. и неисполненные постановления о наложении административных наказаний в целях приведения их в соответствие с новым КоАП.
В ближайшее время эксперты «АГ» проанализируют положения проектируемых кодифицированных актов.