Минэкономразвития предлагает разрешить гражданам без статуса ИП регистрировать товарные знаки
Законопроект направлен на реализацию распоряжения правительства о трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности
Эксперты «АГ» согласны с предложением ведомства, но указали и на недостатки поправок. Так, один из них заметил, что из-за невозможности зарегистрировать товарный знак за несколькими лицами спор между наследниками с большой долей вероятности окажется в суде. Другая подчеркнула, что идея использования товарного знака лишь при осуществлении предпринимательской деятельности должна сохранять свое значение.
Минэкономразвития разработало поправки, направленные на реализацию «дорожной карты» трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности (Распоряжение правительства от 3 августа 2020 г. № 2027-р). Если законопроект будет принят, правами на интеллектуальную собственность можно будет распоряжаться через информационные системы, а граждане без статуса ИП получат право регистрировать товарные знаки.
Товарные знаки можно будет использовать не для предпринимательства?
Действующая редакция ст. 1478 ГК устанавливает, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть только юридическое лицо или ИП. Минэкономразвития предлагает разрешить регистрировать товарные знаки на имя граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В пояснительной записке министерство напомнило, что летом 2017 г. были внесены поправки в Гражданский кодекс. Согласно новой редакции ст. 23 ГК в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности могут быть предусмотрены условия их осуществления без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такие изъятия действуют для «самозанятых»: в соответствии с Законом о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» в ряде регионов России физлица могут заниматься отдельными видами деятельности без регистрации ИП.
Ведомство утверждает, что зарегистрировать товарный знак на физлицо можно во многих других государствах. Например, в Австрии, Германии, Великобритании и США. «Таким образом, иностранные заявители оказываются наделенными правом регистрации товарного знака в РФ без подтверждения статуса, соответствующего индивидуальному предпринимателю», – считает министерство.
Оно также предлагает урегулировать наследование исключительного права на товарный знак гражданина как со статусом ИП, так и без него. В п. 1 ст. 1505 ГК может появиться упоминание о том, что новым правообладателем станет только один из наследников. Предполагается, что наследники сами выберут, к кому из них перейдет право на товарный знак. В тех ситуациях, когда договориться не получится, нового правообладателя определит суд. Если же право никто не унаследует, смерть гражданина станет основанием для прекращения охраны товарного знака.
Старший юрист, руководитель практики IP/IT юридической фирмы Maxima Legal Максим Али отметил, что сейчас необходимость получения статуса ИП останавливает некоторых потенциальных заявителей. К тому же, возможность зарегистрировать товарный знак за физлицом дает более широкие возможности для защиты активов и их сохранения за бенефициарами компании, считает эксперт.
Однако, по его словам, законопроект не решает еще более концептуальную проблему – невозможность регистрации товарного знака на нескольких лиц. «На первый взгляд, нет серьезных мотивов, по которым такая регистрация должна быть невозможна. Тем более, учитывая неработоспособность института коллективного товарного знака. Законопроект, скорее, укореняет сложившуюся ситуацию, предлагая нескольким наследникам самостоятельно договориться о том, кто будет правообладателем товарного знака. Вряд ли такой механизм можно считать эффективным: спор между наследниками с большой долей вероятности окажется в суде, у которого будет крайне мало ориентиров для его правильного разрешения», – пояснил Максим Али.
Адвокат, юрист практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры» Антонина Шишанова полагает, что изначально закрепление возможности обладания исключительным правом на товарный знак только за юрлицами и ИП было связано с функциями такого средства индивидуализации: «Товарный знак используется для индивидуализации товаров или услуг при осуществлении предпринимательской деятельности. Соответственно, правообладателем должно быть только лицо, которое вправе ее осуществлять. Но сегодня круг субъектов предпринимательской деятельности расширяется. Здесь, конечно же, первыми на ум приходят самозанятые». Невозможность зарегистрировать необходимые им товарные знаки выглядит как ущемление прав таких лиц, заметила Антонина Шишанова. «Кажется, что рано или поздно вопрос о возможности регистрации товарного знака лицом, законно осуществляющим предпринимательскую деятельность без статуса индивидуального предпринимателя, мог бы дойти даже до Конституционного Суда», – считает она.
В то же время сама идея использования товарного знака только при осуществлении предпринимательской деятельности должна сохранять свое значение, полагает адвокат. «Чтобы не допустить ситуации произвольной регистрации обозначений в качестве товарных знаков, в том числе так называемыми патентными троллями. Кроме того, возможность регистрации товарных знаков для любых целей, в том числе не связанных с предпринимательской деятельностью, может привести к трансформации восприятия товарного знака как средства индивидуализации и способов его использования», – объяснила она.
Исходя из содержания пояснительной записки, идея законодателя состоит в том, чтобы предоставить возможность использовать товарный знак лицам, не имеющим статуса ИП, но осуществляющим предпринимательскую деятельность. «Из нынешней редакции законопроекта, скорее, следует, что зарегистрировать товарный знак сможет любое физическое лицо для любых целей, в том числе не связанных с предпринимательской деятельностью. Пожалуй, целесообразнее было бы оставить в тексте законопроекта упоминание о том, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Без привязки к перечислению конкретных субъектов», – указала Антонина Шишанова.
Минэкономразвития – о преимуществе блокчейна
Еще одна идея Минэкономразвития – закрепить возможность распоряжаться правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации через информационные системы.
Предполагается, что их участниками от госорганов станут Роспатент и Минсельхоз, который занимается селекционными достижениями. Из пояснительной записки следует, что таких систем может быть несколько. Но все они должны соответствовать требованиям, которые Роспатенту и Минсельхозу придется разработать в случае принятия поправок. В пояснительной записке отмечается, что это могут быть, например, требования к безопасности или юридическому оформлению транзакций. «При выполнении таких требований любая информационная система (в случае обращения юридического лица, обеспечивающего ее функционирование) сможет быть присоединена к информационным системам федеральных органов исполнительной власти», – объясняет Минэкономразвития. Однако обеспечивать работу системы сможет только российская организация.
Ведомство акцентирует внимание на том, что у госорганов не будет выбора: после обращения юрлица, обеспечивающего функционирование системы, они обязаны присоединиться к ней, если система отвечает установленным правилам. Это «обеспечит беспристрастность и отсутствие коррупциогенных факторов», полагает министерство. Предполагается, что действия участников информационной системы могут стать юридически значимыми, только если они предусмотрены правилами этой системы.
«Отличительной особенностью проектируемого законопроектом информационного взаимодействия является то, что информационная система должна обеспечивать сохранность, неизменность и, в то же время, общедоступность внесенных в нее сведений», – указывают разработчики. В пояснительной записке также отмечается, что поправки можно реализовать различными способами – при помощи электронной подписи и на основе технологий распределенного реестра, в том числе блокчейна, который позволяет создавать децентрализованные распределенные информационные системы. «Последние обладают рядом преимуществ, такими как прозрачность проводимых транзакций, открытость происходящих процессов, децентрализация хранимых данных, защищенность данных от различных кибератак (man-in-the-middle-атак, манипулирование данными, DDoS-атак и т.д.)», – утверждает Минэкономразвития.
В пояснительной записке ведомство называет причины, по которым использование информационных систем целесообразно. Среди них более оперативное распоряжение правами и возможность удаленного доступа, особенно актуальная, по мнению разработчиков, из-за коронавируса и вынужденной самоизоляции.
Кроме того, законопроект вводит обязательную регистрацию залога исключительного права на зарегистрированные программы для ЭВМ и базы данных. «Данная норма необходима для обеспечения дополнительных гарантий кредиторов (в первую очередь банков), осуществляющих кредитование под залог интеллектуальной собственности, – поясняет Минэкономразвития. – В отношении, например, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков регистрация передачи исключительных прав в залог является обязательной, тогда как в отношении программ для ЭВМ и баз данных такая регистрация не предусмотрена в связи с их фактическим депонированием в Роспатенте. В то же время данная норма востребована бизнесом».
«В части информационных систем законопроект, судя по пояснительной записке, нацелен на блокчейн-системы. Нельзя сказать, что сейчас есть острая необходимость в этом. Вполне возможно, изменения предлагаются для реализации конкретного проекта в данной сфере», – предположил Максим Али. По его словам, интересно условие об обязательной регистрации залога исключительного права на компьютерную программу, зарегистрированную в Роспатенте. «Это действительно даст большие гарантии участникам оборота, в том числе компаниям, которые планируют приобрести программу или инвестировать в ее разработку», – считает юрист.
Антонина Шишанова предложение об информационных системах поддержала. «Такие изменения кажутся оправданными в текущий момент, когда возможность удаленного взаимодействия становится едва ли не обязательным элементом для обеспечения оперативной связи», – подчеркнула она.