Как «поднять» на баланс имущество, учтенное за балансом: новый порядок учета с 2020 года
Как "поднять" на баланс имущество, учтенное за балансом: новый порядок учета с 2020 года
12 января 2021
Olsa_iv / Depositphotos.com |
Благодаря новым редакциям Инструкций № 162н, № 174н и № 183н вопрос об обязанности и способе восстановления на балансе объектов имущества, ранее списанных учреждением с баланса и учитываемых на забалансовых счетах, окончательно урегулирован: передачу и продажу имущества, которое отражено в учете на забалансовых счетах, без его восстановления в балансовом учете осуществлять нельзя (Приказ Минфина России от 28 октября 2020 г. № 246н (зарег. в Минюсте 9 декабря 2020 г., Приказы Минфина России от 30 октября 2020 № 253н и № 256н (зарег. в Минюсте 11 декабря 2020 года) .
Для "поднятия" на баланс таких объектов имущества применяется счет 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".
Можно сформулировать общее правило: восстанавливать в балансовом учете имущество следует по стоимости на дату их выбытия с балансового учета, т.е. по стоимости, по которой имущество учитывалось ранее на балансе до списания на забалансовые счета. Если имущество учитывается на забалансовых счетах именно по стоимости выбытия с балансового учета, проблем не возникает. Но если объекты на забалансовых счетах учитываются в условной оценке - 1 объект, 1 рубль, по такому имуществу придется поискать информацию о соответствующих стоимостях в бухгалтерских регистрах и документах прошлых лет.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Вместе с тем, из каждого правила есть исключение: в новой редакции Инструкции № 162н установлено, что восстановление имущества именно в целях его реализации, являющегося на момент принятия такого решения не активом и числящегося на счете 02, отражается по справедливой стоимости. Соответственно, казенные учреждения, органы власти/местного самоуправления сразу "поднимают" на баланс такие объекты, предназначенные для продажи, по справедливой стоимости и переоценку не проводят. А вот для бюджетных и автономных учреждений установлена общая норма - по стоимости на дату их выбытия. В результате у бюджетных и автономных учреждений возникает обязанность дополнительно отразить переоценку таких объектов до справедливой стоимости.
Но если имущество предназначено для передачи не в пользу организаций бюджетной сферы, для всех типов учреждения сработает единая норма: поднимаем объекты на баланс по стоимости выбытия с балансового учета и переоцениваем до справедливой стоимости.
Напомним, что в соответствии с положениями Инструкции № 157н и Стандарта "Концептуальные основы...", имущество, за исключением готовой продукции и товаров, предназначенное для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, отражается в учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. Такая переоценка отражается в учете на счете 0 401 10 176 "Доходы текущего финансового года от оценки активов и обязательств":
- по кредиту, если справедливая стоимость НФА больше балансовой/ первоначальной;
- по дебету, если балансовая/ первоначальная стоимость НФА больше справедливой.
Подробнее об изменениях 2020 года в применении подстатьи 176 КОСГУ читайте в специальном Обзоре.
Еще одна особенность – при восстановлении имущества, которое ранее числилось на забалансовом счете 02, при принятии решения о его реализации, учет осуществляется на счете 105 06, независимо от того, какой именно объект имущества восстанавливается в учете. Даже если ранее списанный с баланса объект отражался в составе основных средств, при его восстановлении в учете все равно следует отразить такое имущество в составе прочих матзапасов.
При этом новые редакции Инструкций № 162н, № 174н и № 183н не содержат корреспонденции по переоценке до справедливой стоимости в отношении материальных запасов. Прямо установлена корреспонденция счетов для отражения финансового результата от оценки до справедливой стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, с использованием счета 0 401 10 176. Аналогичный способ отражения в учете переоценки матзапасов до справедливой стоимости (за исключением готовой продукции и товаров), предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, вполне оправдан, поскольку операции аналогичны по экономическому содержанию.
Возможные ситуации, при которых согласно новым редакциям Инструкций № 162н, № 174н и № 183н возникает необходимость снова отразить на балансовых счетах ранее списанные с баланса и учтенные за балансом объекты имущества, мы собрали в наглядной таблице с указанием соответствующих бухгалтерских записей.
Конечно, в новых редакциях Инструкций предусмотрены корреспонденции далеко не для всех ситуаций, в результате которых необходимо поднять имущество, отраженное на забалансовых счетах, на баланс. Например, если основные средства в эксплуатации, отраженные на забалансовом счете 21, решили не передать, а продать – прямо корреспонденция не установлена. Но закреплена корреспонденция счетов для аналогичной ситуации по объектам, которые отражены на забалансовом счете 02. Вместе с тем единообразное отражение похожих по смыслу ситуаций в учете вполне оправдано. Но для устранения разногласий с контролирующими органами закрепите использование счета 0 401 10 172 для аналогичных операций, которые прямо не предусмотрены Инструкциями по учету, в учетной политике в установленном порядке.