К адвокату Мансуру Гильманову сначала применили силу в ОВД, а потом не допустили к нему защитников
Представителю АП МО пришлось ночью добиваться приема в УСБ ГУ МВД по Москве и подавать заявления о проверке действий как сотрудников, не допустивших ее к подзащитному, так и полицейского, применившего к тому силу
По словам одного из защитников адвоката, полицейский, решив, что тот неправомерно прошел в ОВД, не стал его окликать, а сразу применил физическую силу. Первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев подтвердил, что палата держит ситуацию на контроле. Член Комиссии по защите прав адвокатов АП МО Татьяна Сустина рассказала «АГ», что ее не пустили к адвокату потому, что «начальник запретил» ночное общение, в том числе с защитниками.
Адвокат АП Московской области Мансур Гильманов утверждает, что к нему применили силу в одном из московских ОВД. У полиции другая версия – сегодня районный суд должен рассмотреть административный материал о неповиновении адвоката законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП).
Вечером 21 января правозащитный проект «Апология протеста» сообщил в своем Telegram-канале о том, что на адвоката Мансура Гильманова «напал сотрудник полиции». Адвокат приехал в ОМВД России по Даниловскому району г. Москвы, чтобы оказать юридическую помощь юристу «Фонда борьбы с коррупцией» Владлену Лосю (организация признана в РФ выполняющей функции иностранного агента. – Прим. ред.). «По словам Гильманова, на него напал сотрудник полиции, сбил его с ног, положил лицом в пол и несколько раз пнул по спине. Сейчас полицейский намерен составить на Мансура протокол по ст. 19.3 КоАП РФ», – написала «Апология протеста».
Позднее там же было опубликовано фото фрагмента объяснений, которые, как утверждает правозащитный проект, Мансур Гильманов дал сотрудникам полиции. Из текста следует, что адвокат позвонил в дежурную часть, представился, сообщил, что находится на КПП, и рассказал о цели визита в ОВД: оказать юридическую помощь своему подзащитному и написать заявление. «Считаю, что в отношении него [Владленa Лося] совершается правонарушение, так как он содержится в отделе полиции без оформления процессуальных документов», – указал Мансур Гильманов. Сотрудник ответил, что для написания заявления пройти можно. Адвокат направился в дежурную часть. «Однако около дежурной части сотрудник, находившийся на КПП, нанес мне удар в ноги, в связи с чем [я] и упал. Далее он потребовал находиться в лежачем положении, руки положить за спину и не сопротивляться. Я выполнил данные требования сотрудника полиции и не сопротивлялся», – рассказал Мансур Гильманов полицейским.
Связаться с Мансуром Гильмановым «АГ» не удалось. Редакция поговорила с одним из его защитников – адвокатом АП г. Москвы Александром Альдаевым. Он сообщил, что находится в Симоновском районном суде, где сегодня должны рассмотреть административный материал Мансура Гильманова. На него составили протокол по ст. 19.3 КоАП за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Насколько известно Александру Альдаеву, защитники при составлении протокола не присутствовали. Копию протокола Мансуру Гильманову не выдали.
«Со слов моего доверителя, ситуация была следующая. Он приехал в ОВД "Даниловский" для защиты Владлена Лося. Предъявил на КПП ордер и удостоверение, но дежурный его не пропустил, ждал команду "сверху". Мансур несколько раз подходил к дежурному, уточнял, в общей сложности прождал минут 40. Дежурный каждый раз откладывал ответ на 10–15 минут. Потом, наконец, дал моему доверителю телефон дежурной части, сказал, если договоритесь, пропущу. Мансур позвонил, ему сказали, что можно проходить. Дежурный куда-то отошел, но оставил турникет открытым – горела зеленая лампочка. Сказал, дадут добро – проходите. Было абсолютное, как Мансуру показалось, взаимопонимание. Он прошел в здание отдела. И тут внезапно появляется тот самый сотрудник полиции, который сидел на КПП, и валит Мансура на пол. И даже, насколько я понял, ударил его, лежащего, ногами. Полицейский сразу начал применять физическую силу, не было никакого крика "Остановитесь!" или чего-то такого», – рассказал Александр Альдаев.
Первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев рассказал «АГ», что о ситуации Мансура Гильманова палате стало известно из открытых источников: «Поскольку это наш адвокат, я попросил председателя Комиссии по защите прав адвокатов взять это дело под контроль. Ночью член Комиссии Татьяна Сустина приехала в отдел и подала заявление на встречу с нашим коллегой, с ордером и доверенностью от палаты. Однако к Мансуру Гильманову ее не допустили. Татьяна провела долгое время там, пытаясь убедить сотрудников, что ее обязаны пропустить, но ей сообщили, что допустят только утром. Поэтому мы приняли решение, что Татьяна подаст в Управление собственной безопасности заявление о нарушении ее профессиональных прав в связи с недопуском к подзащитному, а утром при необходимости вернется к коллеге».
По его словам, утром 22 января Татьяна Сустина связалась с другим защитником Мансура Гильманова и убедилась, что в ее присутствии нет необходимости, поскольку тот адвокат уже выехал в ОВД «Нагатинский затон», в который перевели Гильманова. «АП Московской области держит ситуацию на контроле. Обговорили с адвокатом Мансура Гильманова, что, если тому потребуется помощь, она будет оказана в необходимом объеме. Кроме того, мы считаем, что нарушать право нашего коллеги на защиту, как и любого другого гражданина РФ, недопустимо. И будем отстаивать свои профессиональные права в этом плане», – подчеркнул Михаил Толчеев.
Член Комиссии по защите прав адвокатов АП Московской области Татьяна Сустина рассказала «АГ», что вечером 21 января к Мансуру Гильманову не пустили ни ее, ни Федора Сироша, еще одного защитника адвоката: «С нами говорила некая женщина в штатском. Представляться она не стала, сказала только, что является инспектором по административным делам. Она несколько раз уточняла у начальника ОВД, можно ли пустить нас к Гильманову. В итоге сообщила, что начальник запретил ночное общение, в том числе и юридические консультации: "приезжайте утром"».
Та же женщина «в штатском» изложила Татьяне Сустиной версию полиции: «Якобы Мансур Гильманов прошел КПП, не дождавшись разрешения сделать это и не предъявив к досмотру личные вещи. Сотрудник, который сидел на КПП, не проверил отсутствие запрещенных вещей, поэтому принял решение догнать Гильманова и применить силу».
Далее Татьяна Сустина, когда стало ясно, что ночью к Мансуру Гильманову ее не пустят, поехала в Управление собственной безопасности ГУ МВД по г. Москве. Там представитель палаты добилась, чтобы дежурный ее принял, и, обсудив с ним ситуацию, подала заявление о проверке действий как сотрудников, не допустивших ее к подзащитному, так и полицейского, применившего силу к Мансуру Гильманову. «Вне зависимости от законности применения силы есть другая проблема: к адвокату не пустили представителя палаты и защитника», – подчеркнула в комментарии «АГ» Татьяна Сустина. Она также попросила предоставить видеозаписи из ОВД, где произошел инцидент с адвокатом. Согласятся ли выдавать их – пока не известно.
«22 января мы получили обращение защиты Мансура Гильманова о содействии со стороны АП Московской области. Суд должен состояться сегодня. Я сказала защитнику, чтобы он ходатайствовал о привлечении палаты в качестве заинтересованного лица», – добавила Татьяна Сустина.
На момент опубликования новости итоги судебного заседания не известны.