Исторический процесс: ведьмы Салема


Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Более 300 лет назад в Новой Англии прошел процесс, который спустя годы назвали «истерией». Ведьмы Салема – это не только казненные женщины, но и изгнанные мужчины, а еще сотни осуждённых. Был закон, запрещающий колдовство, был суд, а в процессе по всем канонам выступали свидетели, проводились экспертизы. Для этого процесса даже был основан Верховный суд штата Массачусетс, который действует и сейчас.

Антиведовские законы

В Англии колдовство было запрещено. Об этом было сразу несколько законов: билли шли друг за другом. Они то отменяли положения о преступлениях (так называемые антиведовские акты), то возвращали их. Все это происходило с 1542 года по 1736, когда актом отменили все предыдущие документы и закончили преследовать ведьм.

История Салема как раз попадает в период, когда ведовство еще было уголовным преступлением. А преступление необходимо доказать. Священнослужитель Ричард Бернард в 1627 году написал руководство для судей, которое помогало «разоблачить» колдовство. Главной виной был союз с дьяволом. Главным доказательством в таких делах, как правило, были рассказы жертв и очевидцев. Мотивы для преступлений были основаны на мести. Сказанное в шутку «ведьма» в адрес кого-либо и даже себя тоже могло стать уликой. Стоило появиться «не в том месте и не в то время», как это могло стать показаниями против. Чтобы тебя назвали колдуньей, фактически было достаточно поругаться с соседями. В итоге к процессу над ведьмами была привлечена масса людей: врачи, родственники, соседи. В своих рекомендациях Бернард выделяет признаки заболевания, которые могли указывать на порчу: не помогают лекарства, внезапные боли у здорового человека, похожие припадки в одной семье, когда врачи не могут установить причину. В конечном итоге обвинение нередко складывалось на экспертных оценках врачей и судей, построенных на субъективном восприятии ситуации. История салемских ведьм началась так же. 

1692 год, Салем

Новая Англия. Город Салем основали рыбаки примерно в 1626 году, он отличался строгими пуританскими нравами горожан. Именно на этой почве он и стал эпицентром охоты на ведьм. Немалую роль сыграло то, что в Новую Англию преимущественно переезжали религиозные беженцы, они легко поддавались суевериям. Пуритане особенно охотно верили, что всяческой чертовщине подвержены именно женщины. В итоге они и пострадали из-за процесса. 78% убитых и заключенных были женщинами. Некоторым женщинам «повезло» – их приговорили к казни, но из-за беременности исполнение приговора отложили.

Все началось с болезни двух девочек – Элизабет Пэррис и Эбигейл Уильямс, обе были родственницами местного пастора. Они жаловались, будто кто-то колет их булавкой и ножами. Дети сами обвинили предполагаемую ведьму – служанку-рабыню Титубу, которая служила в их доме. Так начался самый громкий эпизод охоты на ведьм. Многие молодые девушки в городе стали копировать поведение пострадавших: корчились, шипели на молитвы и так далее. Аресты и подозрения стали массовыми. Чтобы попасть под суд, нужно было отличаться этнически или вести недостаточно пуританский образ жизни, носить отличающуюся одежду и так далее. 

Доказать, что женщина является ведьмой, были призваны различные экспертизы и тесты. Если обвиняемая прикасалась к человеку в припадке и человеку становилось лучше, то это было доказательством ведьминской природы. Проходили эксперименты с выпечкой, которую якобы делали ведьмы: пироги скармливали собакам и смотрели на их реакцию.

Судей для этого процесса назначил сам губернатор Уильям Фипс, а председателем суда стал Уильям Стафтон, не имевший юридического образования, но занимавший важную роль в администрации. Первой повешена была Бриджет Бишоп, казнь состоялась 10 июня того же года. Всего повесили 19 человек, еще одного фермера задавили камнями (он не хотел признаваться), некоторые умерли в тюрьме. Охота на ведьм стала останавливаться, только когда глава Гарвардского колледжа Инкриз Мэзер заявил, что суд не может использовать в качестве доказательств по делу исключительно поведение жертв. После этого «охота» пошла на убыль. В том же году был основан Верховный суд штата Массачусетс, в котором процесс продолжился, а весной 1693 года губернатор помиловал оставшихся обвиняемых.

Реабилитация

Дальше весь процесс посыпался как карточный домик: многие свидетели, которые прямо обвиняли горожан в колдовстве, говорили о том, что их обманул дьявол и они давали показания против невинных.

В 1711 году все пострадавшие были признаны невиновными, а их родственникам даже предложили компенсации, но не все их признали и приняли из-за страха или стыда за то, что их родных подозревали в колдовстве. Над списком «салемских ведьм» работали много времени. В 2001 году, спустя 300 лет после процесса, администрация штата Массачусетс в Хэллоуин подписала акт, где жертвы репрессий официально признаются невиновными. Сам акт одобрило и законодательное собрание штата.

Салем не дает покоя многим исследователям: в 2016 году группа археологов обнаружила точное место, где были казнены жертвы Салема: им оказался участок леса за городской аптекой. Они же предположили, что виселицы там никогда не было: палачи просто перекидывали веревку через дерево. 

Для написания материала использовались работы Юлии Игиной «Правовой дискурс: ведовство в английских государственно-правовых представлениях», The Guardian 'Researchers confirm location of Salem witch trial hangings behind a Walgreens', The New York Times 'Massachusetts Clears 5 From Salem Witch Trials' и другие открытые источники.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля