Имеющих неснятую и непогашенную судимость лиц смогут призывать на военную службу по мобилизации
Кроме того, в законодательство внесены поправки о прохождении гражданами альтернативной гражданской службы в период мобилизации
Адвокаты неоднозначно оценили изменения. Многие отметили, что логика законодателя понятна, так как к тяжким преступлениям относятся и ненасильственные деяния, характер и степень общественной опасности которых могут быть завышенными, при этом речь не идет о призыве заключенных. Однако один из экспертов обратил внимание на то, что тяжкие насильственные преступления могли быть совершены и лицами, имеющими проблему с психикой, которые в силу объективных причин не были признаны невменяемыми. Касательно поправок об альтернативной службе они заметили, что они не в полной мере проясняют этот вопрос.
27 октября в третьем чтении Госдумой были приняты поправки (законопроект № 546749-7) в Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ, которые скорректировали запрет на призыв по мобилизации лиц, имеющих непогашенную судимость за тяжкие преступления, а также урегулировали прохождение альтернативной службы в период мобилизации.
Мобилизация с неснятой судимостью за тяжкие преступления
Согласно п. 4 ст. 17 Закона о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ в настоящее время запрещен призыв на военную службу по мобилизации граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. Поправками такой запрет сохраняется лишь для граждан, совершивших преступления, предусмотренные определенными статьями УК РФ.
Так, к ним относятся преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, терроризм, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Также нельзя будет призывать граждан с неснятой судимостью за незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами, госизмену, шпионаж, посягательство на жизнь государственного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж. Ограничения сохраняются и для судимых за преступления, предусмотренные ст. 280, 282.1–282.3, 360, 361 УК РФ.
Председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин считает вполне логичным, что недопустимо мобилизовать граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение террористического акта и иную подобную деятельность, за шпионаж и иные тяжкие и особо тяжкие преступления против государственной власти. Он разъяснил, что принятые поправки вовсе не означают, что теперь разрешена мобилизация заключенных, отбывающих наказание в том числе за тяжкие преступления: отбывающие наказание граждане продолжат отбывать наказание, а приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы продолжает являться основанием для увольнения мобилизованного со службы.
Почетный адвокат России, медиатор, партнер INTELLECT Дмитрий Загайнов считает, что принятый закон не содержит принципиальных изменений Закона о мобилизации. «Понятно, что характер общественной опасности уголовно наказуемых деяний разный среди тяжких преступлений. Логику законодателя в этой части можно понять, так как тяжким, например, является деяние по ч. 3 ст. 146 УК РФ за незаконное использование объектов авторского права и смежных прав, совершенное в особо крупном размере или с использованием служебного положения. Законодатель предложил призывать на военную службу граждан с судимостью за деяния, характер и степень общественной опасности которых, по сути, являются завышенными или переоцененными», – считает адвокат.
Адвокат АБ «Рыженко, Мамров и партнеры» Феликс Мамров оценил изменения в целом позитивно, отметив, что есть большое количество лиц с неснятой судимостью за совершение тяжких, но при этом ненасильственных преступлений. «Многие из этих лиц ранее служили в армии, кто-то имеет реальный боевой опыт, а кто-то и вообще является кадровым военным. При этом они получили наказание в виде штрафа или лишения свободы условно, и они сами хотят быть мобилизованными. Но нынешняя редакция закона им это сделать не позволяет. Теперь же, с принятием этих изменений, такие нелепые препятствия будут устранены», – отметил Феликс Мамров.
Старший партнер АБ «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин считает, что внесенные поправки существенным образом изменяют отношение государства и общества к мобилизации лиц, имеющих непогашенную судимость. «Не секрет, что еще до начала мобилизации в период СВО получила распространение практика привлечения осужденных к деятельности частных военных компаний. Однако действующая норма ст. 17 Закона о мобилизации не позволяет мобилизовать ранее судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления», – пояснил адвокат.
По мнению Алексея Нянькина, эта норма в новой редакции позволит в будущем мобилизовывать любых осужденных лиц, в том числе и к наказанию в виде лишения свободы, если преступление, за которое они осуждены, не входит в закрепленный законом перечень. Тем самым мобилизованные после освобождения из мест отбывания наказания лица могут быть направлены в регулярные подразделения.
В свою очередь, адвокат АП Ставропольского края Александр Польченко считает, что новая редакция ст. 17 Закона о мобилизации вызывает нарекания из-за отсутствия простейшего прогнозирования ее действия, так как позволит призвать в ряды вооруженных сил лиц, имеющих судимость за совершение тяжких и особо тяжких насильственных преступлений против личности, которые в ряде случаев имеют проблемы с психикой, но в силу объективных причин не были признаны невменяемыми.
«Привлечение подобного контингента к выполнению боевых задач с использованием оружия представляется непредсказуемым как в отношениях с сослуживцами, так и в отношениях с гражданским населением и представителями противника – с точки зрения психического здоровья мобилизованного в условиях боевого стресса, что может повлечь гибель или ранение сослуживцев, гражданских лиц от действий таких мобилизованных. В целом отрицательно отношусь к такому нововведению, полагал бы целесообразным включить в закон указание на невозможность призыва по мобилизации лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений против личности», – разъяснил Александр Польченко.
Прохождение альтернативной службы во время мобилизации
Поправками также дополняют Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ ст. 17.1 о прохождении альтернативной гражданской службы в период мобилизации. Предусмотрено, что граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала, при объявлении мобилизации продолжают проходить альтернативную гражданскую службу в указанных организациях.
Уточняется, что граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления, могут направляться для прохождения альтернативной гражданской службы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
Комментируя принятый закон в этой части, Владимир Тригнин заметил, что, хотя поправками определен статус лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, по-прежнему непонятно, как гражданам, желающим воспользоваться своим правом, гарантированным ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, реализовать такое право в период мобилизации.
Дмитрий Загайнов также указал, что в настоящее время до сих пор нет законодательного урегулирования именно прохождения альтернативной гражданской службы мобилизованными. Ожидалось, что законопроект как-то внесет ясность в этот вопрос, но этого не произошло, считает он, так как поправками лишь уточняется положение лиц, которые на момент начала мобилизации уже проходят альтернативную гражданскую службу, то есть речь идет о «срочниках».
Как пояснил адвокат, альтернативная гражданская служба проходит взамен военной службы по призыву, что следует из п. 1 ст. 1 Закона об альтернативной гражданской службе. Однако о прохождении альтернативной службы взамен военной службы по мобилизации ни в одном нормативном акте не упоминается. «"Замалчивание" этого вопроса для себя пока объясняю так. Поскольку призыв на военную службу по мобилизации приравнивается к контрактной службе, то с каждым мобилизованным должен быть заключен контракт. Подписанный контракт предполагает добровольность со стороны мобилизованного. В таком случае никаких изменений по альтернативной гражданской службе в этой части не требуется. Если это не так, то для граждан, призываемых на военную службу по мобилизации, взамен прохождения военной службы должна быть предоставлена альтернативная гражданская служба», – разъяснил Дмитрий Загайнов.
Он обратил внимание, что в настоящее время есть запрос на внесение изменений в Закон о воинской обязанности и военной службе и Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» – в положения, связанные с определением начала и окончания военной службы для мобилизованных. Ясности в этом вопросе до сих пор нет, что дает повод для злоупотреблений, полагает адвокат.