Госдума приняла закон о создании единого регистра сведений о населении

Для установления дат вступления некоторых положений законопроект возвращался из третьего чтения во второе

Госдума приняла закон о создании единого регистра сведений о населении

Ранее в комментарии «АГ» один из экспертов заметил, что создание регистра выведет из «тени» доходы мигрантов, что, в свою очередь, приведет к увеличению бюджетных поступлений от налогов. Двое других указывали на необходимость определения порядка реализации прав физлиц в связи с обработкой их персональных данных.

21 мая Госдума приняла в третьем чтении закон (проект № 759897-7), которым предусматривается создание единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ.

Согласно принятому закону федеральный ресурс о населении формируется и ведется на основании сведений, представляемых ФНС соответствующими органами и организациями (МВД, Минобороны, Минобрнауки, Росморречфлотом, государственными внебюджетными фондами) в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В регистр вносятся данные о гражданах РФ, а также об иностранных гражданах и лицах без гражданства, проживающих в России либо признанных беженцами или получивших здесь временное убежище, а также об иностранных гражданах, временно пребывающих в России для осуществления трудовой деятельности в установленном порядке.

В частности, в регистр будет включена базовая информация о физлице (Ф.И.О., дата и место рождения (смерти), пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении (смерти), информация о гражданстве (подданстве), СНИЛС, ИНН и т.д.), а также дополнительные сведения (информация об образовании, семейном положении, родственных связях и т.д.). Сведения об одном физлице образуют одну запись, подписанную квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа, и могут быть изменены по обращению физлица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя.

Не допускается использование сведений, составляющих государственную тайну. Кроме того, для обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физлиц в соответствии с законодательством о госзащите предусматривается обособленное формирование и ведение учета сведений, в том числе об указанных лицах. Особенности обособленного формирования и ведения учета отдельных сведений регистра определяются Президентом РФ. Записи регистра и иные сведения, содержащиеся в нем, подлежат постоянному хранению, их изъятие и уничтожение недопустимы.

Сведения, содержащиеся в регистре, будут использоваться в целях совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, реализации политики государства в сфере социально-экономического развития, защиты прав и законных интересов граждан России и иностранных граждан, находящихся на территории нашей страны, обеспечения национальной безопасности, официального статистического учета населения, подготовки и реализации государственных и муниципальных программ, подготовки проектов бюджетов, осуществления полномочий избирательных комиссий и комиссий референдума, а также совершения нотариальных действий от имени РФ.

Обеспечение защиты содержащихся в данном ресурсе сведений от несанкционированного доступа, случайного или несанкционированного изменения, уничтожения или утраты в соответствии с требованиями законодательства об информации и о защите персональных данных возложено на ФНС. Несанкционированно измененная или утраченная запись подлежит полному восстановлению. Частичное восстановление допускается в исключительном случае – если уполномоченным органом были исчерпаны все возможные способы получения сведений о физлице в целях восстановления записи.

Сведения, содержащиеся в федеральном регистре, могут быть предоставлены по требованию госорганов, а также органов государственной власти и местного самоуправления, органам управления государственными внебюджетными фондами, МФЦ, избирательным комиссиям, нотариусам, а также физлицу, в отношении которого составлена запись в регистре, или его законному представителю. Они предоставляются в электронном формате и бесплатно. В ряде случаев, предусмотренных законопроектом, информация предоставляется обезличенной.

Кроме того, сведения из регистра могут быть предоставлены по запросам суда (судьи), прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих ОРД, органов принудительного исполнения РФ, федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, направленным в целях осуществления функций и полномочий указанных органов, а также по запросам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ и исключительно в целях реализации их полномочий.

Стоит отметить, что законопроект был возвращен из третьего чтения во второе с целью уточнения дат вступления некоторых его статей. Так, положение об обеспечении актуальности и достоверности информационных ресурсов и обеспечении возможности выявления изменений содержащихся в них сведений вступает в силу с 1 января 2023 г. Положение, касающееся обезличивания персональных данных, вступает в силу с 1 января 2024 г. Указывается также, что до 1 января 2023 г. нормативные правовые акты не могут устанавливать требование об использовании федерального регистра сведений о населении в качестве единственного и (или) обязательного источника получения сведений о населении, предусмотренных ст. 7 этого закона.

Комментируя законопроект на стадии рассмотрения, член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян отмечала, что появление подобного ресурса является давно ожидаемым по той причине, что развитие информационных технологий, а также развитие системы государства как платформы без глобального учета населения невозможны.

Кроме того, эксперт указывала, что в законопроекте нет ни слова о сохранении архивов сведений обо всех изменениях: «То есть должно быть обеспечено постоянное архивирование этой информации – условно, в течение 150 лет с момента внесения. Очевидно, что от перехода одних технологий в другие данные могут изменяться до неузнаваемости, поэтому требуется предусмотреть возможность изменения форматов хранения данных».

Адвокат подчеркнула, что любые юридически значимые действия должны быть полностью известны тому лицу, в отношении которого они совершаются, а значит, должна быть выстроена система информирования о любом малейшем изменении.

Но самый большой вопрос, по мнению эксперта, – утечка информации. «Фактически на базе госреестра создается система, которая обеспечивает лишь “псевдообезличивание” данных, потому что в любой момент внутри системы можно произвести их персонализацию. Планируется обособленное хранение таких обезличенных данных, и абсолютно очевидно, что планируется и их использование. Причем эти данные имеют большую материальную ценность для коммерческого использования. У физлица должно быть право запретить использование собственных данных, включая обезличенные. Полагаю, что государство должно обеспечить право на тайну частной жизни», – подчеркнула в заключение Елена Авакян.

Адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Людмила Космовская отметила, что новый регистр попадет в ведение ФНС – таким образом, налоговики получат доступ ко всему массиву данных граждан РФ, а также иностранных граждан, которые сейчас аккумулированы у разных ведомств (МВД, Минобороны и др.) и внебюджетных фондов (ПФР, ФОМС, ФСС). Включение в регистр данных об иностранцах может помочь государству вывести из «тени» доходы мигрантов, что, в свою очередь, приведет к увеличению бюджетных поступлений от налогов.

Партнер «Russian Privacy Professionals Association» Алексей Мунтян заметил: учитывая, что регистр предлагается формировать путем информационного взаимодействия с иными информационными ресурсами соответствующих органов и организаций, представляется целесообразным рассмотреть возможность закрепления обеспечения реализации прав физлиц в связи с обработкой их персональных данных в вышеуказанных информационных ресурсах (включая сам регистр) и определить соответствующий порядок реализации указанных прав.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля