Госдума одобрила во II чтении законопроект о реформе процессуального законодательства
МОСКВА, 6 ноя — РАПСИ. Государственная Дума РФ приняла во втором (основном) чтении законопроект Верховного суда о реформе процессуального законодательства.
В ходе заседания председатель думкого комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что во время подготовки документа ко второму чтению были проведены многочисленные заседания рабочих групп, совещания и поступило более 150 поправок. Изменения вносятся в целый ряд нормативных актов, в частности, в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК), Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) и в Кодекс административного судопроизводства (КАС), регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.
Что изменится:
— Согласно принятым во втором чтении поправкам, представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, за исключением дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами. При этом, требование профессионального представительства не распространяется на представителей в силу закона, а это не только законные представители. Это, как отметил депутат, например, представители профсоюзов по трудовым спорам, арбитражные управляющие, патентные поверенные — эти категории могут не иметь высшего юридического образования или ученой степени для представительства в суде.
— Расширяется количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. В редакции первого чтения предлагалось увеличить цену исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства — со 100 тысяч до 500 тысяч рублей для граждан в судах общей юрисдикции, и с 500 тысяч до 1 миллиона рублей — для юридических лиц в арбитражных судах. Однако при подготовке документа ко второму чтению было предложено скорректировать сумму.
В результате, с учетом принятых во вторник поправок, предложено в ГПК РФ сохранить существующий ценовой порог упрощенного производства — в размере 100 тысяч рублей. А в арбитражном процессе установить для индивидуальных предпринимателей — 400 тысяч рублей, для юридических лиц — 800 тысяч рублей. Кроме того, унифицировано приказное производство АПК и ГПК путем установления размера требований в пределах 500 тысяч рублей.
— Вводятся новые требования к идентификации должника. Так, устанавливается требование об обязательном указании в исполнительных документах дополнительных данных об ответчике — организации: наименование, место нахождения и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер.
В отношении ответчика-гражданина должны быть указаны: фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из следующих идентификаторов, если он известен: СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, основной государственный регистрационный номер ИП, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.
— Изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило в настоящее время содержится в КАС РФ (при рассмотрении административных дел).
— Исключается термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно с этим устанавливается правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой. Если в ходе рассмотрения дела выяснилось, что спор не подлежит рассмотрению данным судом, то суд не будет прекращать производство по делу, а направит дело в другой суд в соответствии с подсудностью.
— Дополняется перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства РФ, а именно, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению и о признании информационных материалов экстремистскими.
В отношении дел о лишении гражданина специального права (в том числе на управление транспортным средством, на приобретение хранение и ношение оружия) сохраняется действующее регулирование — в порядке КоАП РФ.
— Расширяются возможности суда апелляционной инстанции за счет возвращения дела в исключительных случаях в суд первой инстанции. Суд апелляционной инстанции сможет возвратить дело, поступившее с апелляционной жалобой (представлением), если судом первой инстанции не было рассмотрено: заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы (представления); замечание на протокол судебного заседания; заявление о вынесении дополнительного решения.
Суд апелляционной инстанции также возвращает дело в суд первой инстанции, если судом первой инстанции не было изготовлено мотивировочное решение.
— Кроме того, в законопроект вносятся необходимые изменения процессуального законодательства в связи с реформой судоустройства. До 1 октября 2019 года в системе судов общей юрисдикции появятся обособленные надрегиональные апелляционные и кассационные суды, которые будут осуществлять пересмотр судебных актов в качестве апелляционной и кассационной инстанции соответственно. В связи с этим изменяются положения ГПК РФ и КАС РФ, устанавливающие полномочия создаваемых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного и кассационного военных судов, а также порядок рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб (представлений) на судебные акты, вынесенные по гражданским и административным делам.
Что убрали из законопроекта ко второму чтению
Так, в законопроекте, который был внесен в Госдуму, содержались положения об отказе от составления мотивировочной части судебного решения по большинству дел. Данное положение, по словам Крашенинникова, вызвало много дискуссий и нарушило бы права как истца, так и ответчика. Эти положения были исключены, и таким образом структура судебных решений останется без изменений.
Также из документа были исключены положения о запрете изменения договорной подсудности. Стороны и в дальнейшем смогут изменять договорную подсудность по своему усмотрению.
Убраны и нормы о введении института «поверенного», чьи полномочия состоят в возможности давать объяснения суду в присутствии представителя, а также получать судебные извещения, вызовы и копии судебных актов.
Помимо этого, правила извещения участников гражданского процесса останутся прежними. В редакции первого чтения законопроектом предлагалось возложить на участников обязанность самостоятельно получать информацию.
Cрок вступления в силу положений законопроекта предложено установить с 1 октября 2019 года.