Эксперты: в рамках нормативного регулирования цифровизации экономики необходимо учитывать интересы физлиц
Эксперты: в рамках нормативного регулирования цифровизации экономики необходимо учитывать интересы физлиц
3 июля 2019
Александра Урошлева
ra2studio / Depositphotos.com |
В рамках нормотворческой деятельности по регулированию развития и применения цифровых технологий необходимо разрабатывать единые понятия, например, искусственного интеллекта, блокчейна и т. д. Причем речь идет о единстве на международном уровне. На это обратил внимание председатель комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев на тематической секции Второго Международного форума "Развитие парламентаризма".
"IT-компании сегодня по динамике развития и капитализации обогнали любые другие сферы деятельности – банковскую, металлургическую, углеводородную. Три IT-компании перешагнули порог капитализации в $1 трлн", – заметил парламентарий, указывая на быстрые темпы развития технологического и цифрового секторов экономики. Одним из ключевых явлений цифровизации Сергей Жигарев считает появление электронных денег, что свидетельствует, по его словам, о потере государством соответствующей монополии на эмиссию. Депутат отметил, что с позиций законотворчества сфера цифровизации является новой, при этом в рамках разработки соответствующего нормативного правового регулирования необходимо учитывать интересы как организаций, ведущих свою деятельность на рынке цифровых технологий, так и физлиц. Кроме того, Сергей Жигарев считает, что мир не должен разделяться на страны, имеющие и не имеющие доступ к цифровым технологиям.
Директор Института права и развития ВШЭ – Сколково Алексей Иванов отметил, что "правила игры" в цифровом секторе экономики пишутся уже не столько в парламентах, сколько крупными IT-компаниями. По его мнению, такую ситуацию следует воспринимать негативно, ведь демократические механизмы, включая работу парламентов, нацелены в конечном счете на удовлетворение потребностей человека, в отличие от бизнес-структур. Эксперт полагает, что юрисдикции "второго эшелона" с экономической точки зрения могли бы идти по пути сотрудничества в сфере цифровизации для того, чтобы отстаивать интересы человека.
В рамках развития цифровых технологий нужно также, как считает Алексей Иванов, придерживаться принципов здоровой, добросовестной конкуренции. Для крупного прежде всего бизнеса на международном уровне, по мнению эксперта, созданы комфортные условия. На уровне ВТО многосторонними торговыми соглашениями регулируются правила международной торговли (например, Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)). При этом единых международных правил по защите конкуренции нет. Это, как считает эксперт, не позволяет обеспечивать для предпринимателей равный доступ к рынку цифровых, информационных технологий.
За сколько дней Роскомнадзор предупреждает оператора персональных данных о документарной проверке? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ
Цифровизация различных областей деятельности приводит к возникновению новых вызовов. Одними из наиболее серьезных профессор НИУ ВШЭ, президент Центра политических технологий, к. п. н. Борис Макаренко считает вызовы, связанные с распространением информации. Напомним, что под информацией согласно российскому законодательству понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Эксперт назвал ключевыми проблемами, касающимися распространения информации, дезинформацию, возможности с помощью информации манипулирования сознанием людей и политическими процессами, а также проблемы обеспечения так называемого "суверенитета личности" на фоне развития технологий использования больших данных и суверенитета государства с позиций информационной безопасности.
"Законодательство всегда национально, а проблемы, связанные с цифровой экономикой, – трансграничны. Привлечь к ответственности за нарушения в соответствующей сфере, если они совершаются на другом континенте, – крайне сложно", – заметил Борис Макаренко. Для достижения баланса публичных и частных интересов в рамках нормативного регулирования цифровизации экономики нужно, по мнению эксперта, привлекать гражданское общество, СМИ и обеспечивать ответственное поведение распространителей информации.