Антимонопольные итоги ноября: закупки, тарифы и новые проекты
Иллюстрация: Midjourney.com
В ноябре ФАС занялась закупками и новыми инициативами. Так, отсутствие сведений о закупке в ЕИС не делает ее неконкурентной, поэтому отменить ее в любое время до заключения договора нельзя. Еще предлагается снизить порог рассматриваемых центральным аппаратом закупок до 700 млн руб. вместо 1 млрд. Новый законопроект есть и в сфере рекламы. Совфед предложил разработать сервис по борьбе со спам-звонками. Граждане смогут вносить номер через «Госуслуги», а ФАС будет штрафовать компании-нарушителей.
1Сделки экономконцентрации
Приказ № 576/23 об очном рассмотрении ходатайства по согласию на сделку, подлежащую госконтролю за экономической концентрацией, подписали еще в августе, но документ вступил в силу лишь 12 ноября. Порядок разработали для реализации положений пятого «антимонопольного пакета».
Теперь заявитель может попросить рассмотреть его ходатайство в очном порядке. Для этого служба определила сроки для назначения заседания: три рабочих дня после подачи документов стороной сделки и десять — по инициативе ФАС. Если заявитель и служба не заявили об очном рассмотрении ходатайства либо не пришли на заседание, то решение по сделке принимается заочно.
Еще ФАС утвердила требования к экспертам, которых можно привлекать к рассмотрению ходатайств и дел о нарушении антимонопольного законодательства. Он обязан отвечать четырем требованиям: есть высшее образование, не менее пяти лет работы в сфере, в которой его задействуют в качестве эксперта, гражданство России и нет привлечений к административной ответственности по некоторым статьям.
С принятием приказа порядок рассмотрения ходатайств стал более детализирован. До его издания оставался дискуссионным вопрос: за какое количество заседаний ФАС будет рассматривать ходатайство? Опубликованный регламент пояснил, что предполагается только одно заседание, по результатам которого ФАС огласит решение по сделке.
Delcredere
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Санкционное право
группа
Антимонопольное право
группа
Банкротство (реструктуризация и консультирование)
группа
Интеллектуальная собственность (консультирование)
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Частный капитал
Профайл компании
×
По мнению Андрея Неминущего, советника антимонопольной практики ALUMNI Partners
ALUMNI Partners
Федеральный рейтинг.
группа
Антимонопольное право
группа
Банкротство (реструктуризация и консультирование)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)
группа
Интеллектуальная собственность (консультирование)
группа
Интеллектуальная собственность (регистрация)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Недвижимость, земля, строительство (консультирование)
группа
Ритейл, FMCG, общественное питание
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Трудовое и миграционное право
группа
Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика)
группа
Цифровая экономика
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование)
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Защита персональных данных
группа
Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)
группа
Комплаенс
группа
Международный арбитраж
группа
Налоговое консультирование и споры (консультирование)
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Санкционное право
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Международные судебные разбирательства
Профайл компании
×
, порядок прямо указывает на возможных участников очного рассмотрения и не предполагает, что в нем могут участвовать иные лица, помимо сторон сделки. Но это не значит, что таких лиц ограничивают представлять в ФАС соответствующие материалы и доказательства. Просто у них отсутствует возможность устно донести и пояснить свою позицию, поясняет эксперт. Стоит учитывать, что очное заседание — необязательная стадия процесса.
В любом случае принятие обсуждаемых актов — зеленый свет от регулятора к применению таких институтов. Если очное рассмотрение ходатайств и экспертиза в рамках антимонопольных дел наберут популярность, это может существенно повлиять на то, как сейчас рассматриваются антимонопольные дела и согласуются сделки экономической концентрации, считает Сергей Казарян, руководитель группы антимонопольной практики ART DE LEX
ART DE LEX
Федеральный рейтинг.
группа
Антимонопольное право
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)
группа
Международные судебные разбирательства
группа
Недвижимость, земля, строительство (консультирование)
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Санкционное право
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Транспортное право
группа
Банкротство (споры high market)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Международный арбитраж
группа
Налоговое консультирование и споры (споры)
группа
Финансовое/Банковское право
×
2Лжеадвокаты в рекламе
Комиссия УФАС установила, что юрфирма «Лучшие юристы» нарушила ст. 14.2 закона «О защите конкуренции», разместив на сайте uslugi-advokata-spb.ru данные о возможности получить адвокатские услуги напрямую от компании. Служба обратилась в суд, чтобы обязать организацию исполнить предписание: прекратить использовать сайт и изъять из публичного доступа данные о возможности получить услуги адвоката от фирмы (дело № А56-100555/2022).
По мнению антимонопольного органа, «Лучшие юристы» вводили в заблуждение потенциальных потребителей услуг, поскольку доменное имя и содержание сайта вызывали у людей стойкое убеждение, что у компании и ее сотрудников есть нужные квалификация, знания и особый статус адвоката.
Первая инстанция иск удовлетворила, отметив, что по закону адвокаты не могут быть сотрудниками компании. Апелляция тоже встала на сторону УФАС и напомнила, что в силу ст. 5 закона «Об адвокатуре» использовать в названии компаний термины «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование» и «юридическая консультация» могут только адвокаты и компании, созданные в соответствии с этим законом.
Заманчивые обещания юридических фирм выиграть любое дело в самый короткий срок уже давно не вызывают у большинства людей никакого доверия, рассказывает Анна Симаченко, юристПепеляев Групп
Пепеляев Групп
Федеральный рейтинг.
группа
Банкротство (реструктуризация и консультирование)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)
группа
Интеллектуальная собственность (консультирование)
группа
Интеллектуальная собственность (регистрация)
группа
Комплаенс
группа
Налоговое консультирование и споры (консультирование)
группа
Налоговое консультирование и споры (споры)
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Трудовое и миграционное право
группа
Цифровая экономика
группа
Экологическое право
группа
Антимонопольное право
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Недвижимость, земля, строительство (консультирование)
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика)
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Защита персональных данных
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Семейное и наследственное право
×
Другое дело — прибегнуть к иной маркетинговой уловке: использовать в доменном имени компании слово «адвокат», а также разместить информацию на сайте компании о возможности получить от нее адвокатские услуги. Это очень привлекательно для потенциальных клиентов ввиду особого статуса адвоката, поясняет эксперт.
Решение поможет убрать многолетнюю проблему, существующую из-за компаний, которые вводят потенциальных клиентов в заблуждение, предлагая им широкий спектр услуг адвоката. Изменить сложившуюся ситуацию сможет лишь системный подход к решению вопроса, в том числе через ужесточения ответственности за подобные нарушения на законодательном уровне.
3
Недискриминационный доступ к ж/д перевозкам
ФАС разработала проект правил недискриминационного доступа (ПНД) к услугам грузовых ж/д перевозок. Документ устанавливает очередность перевозки грузов на дефицитной железнодорожной инфраструктуре и определяет порядок работы РЖД с заявками грузоотправителей по лимитирующим направлениям. Проект документа основан на правилах, действие которых было приостановлено до конца 2023 года. Сейчас действует временный порядок, а обновленный должен вступить в силу с 1 сентября 2024-го.
«Необходимость изменений связана с новой экономической ситуацией и перераспределением грузопотоков», — пояснил Андрей Белоусов, первый заместитель председателя правительства.
Это адаптация старых ПНД к новым реалиям функционирования рынка грузоперевозок, рассказывает Неминущий. Сейчас нагрузка на южный и восточный полигоны значительно возросла, и все чаще возникают проблемы дефицита пропускных мощностей инфраструктуры РДЖ и борьбы за нее со стороны грузоотправителей.
Цель новых ПНД — четко урегулировать вопросы приоритетности перевозки грузов в моменты дефицита с учетом стоящих перед государством актуальных задач.
В текущий переходный период действуют «Временные правила определения очередности перевозок грузов», утвержденные РЖД и уже регулирующие указанные вопросы, поясняет эксперт. Но поскольку эта сфера должна все же регулироваться нормативным правовым актом, параллельно ведется разработка новых ПНД и обсуждение их с бизнес-сообществом. Такая комбинация может быть весьма эффективной, если уже существующая практика применения временных правил РЖД и мнение грузоотправителей будут учитываться при подготовке текста ПНД, считает Неминущий.
4
Когда нельзя отменить закупку
ФАС рассмотрела жалобы на действия заказчиков, установивших в документации право отменять закупку в любое время до заключения договора. Они ссылались на то, что их закупки не конкурентные, поскольку сведения о них не размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) из-за постановления правительства № 301. По мнению заказчиков, в таких случаях норма ч. 5 ст. 3.2 ФЗ № 223 «О закупках» не применяется и они могут устанавливать такие положения.
ФАС установила, что сведения о спорных закупках хоть и не размещены на официальном сайте ЕИС, но есть на сайте оператора электронной площадки и доступны для ознакомления неограниченному количеству лиц. Значит, конкуренция между участниками была, и заявки подавались. По мнению антимонопольного органа, на такие закупки должны распространяться правила, предусмотренные ст. 3 ФЗ № 223 для конкурентных закупок. Служба решила, что заказчики нарушают ч. 1 ст. 2, ч. 5 ст. 3.2 закона «О закупках» и обязала их заключить договор с участниками по результатам проведенных закупок.
Компании с таким решением не согласились и обратились в суд (дела № А40-16654/2023, № А40-254140/2022). АСГМ и 9-й ААС сначала согласились с позицией заказчиков, а АС Московского округа занял сторону ФАС. Кассация отметила: постановление № 301 лишь закрепляет основание, которое дает право не размещать сведения о закупке в ЕИС, а не расценивает неконкурентными все закупки заказчиков, в чьем отношении введены санкции.
5Порог для жалоб в закупках
ФАС предложила снизить ценовой порог рассматриваемых центральным аппаратом закупок до 700 млн руб. Сейчас начальная (максимальная) цена контракта по закупке, в отношении которой подается жалоба, составляет 1 млрд руб. Проект документа предлагает передавать жалобы, обращения для проведения внеплановых проверок соответствия действий банков, госкорпорации «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций требованиям ФЗ № 44 и для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков.
Симаченко полагает, что нововведение вполне логично и поспособствует усилению контроля в том секторе, где это крайне необходимо. Эксперт со ссылкой на практику говорит: несоблюдение требований закона «О контрактной системе» при проведении более дешевых закупок может ощутимо отразиться на интересах государства.
6Проверка тарифов
Правительство наделило территориальные органы ФАС полномочиями по проверке тарифов. Теперь региональные управления по поручению центрального аппарата смогут самостоятельно проводить внеплановые выездные и документарные проверки.
Мера поможет расширить масштаб контрольно-надзорной деятельности службы для более эффективного реагирования при необоснованном росте тарифов. Но акт по итогам проверки будет выносить центральный аппарат ФАС. Еще за ним остается контроль исполнения и полномочия по рассмотрению обращений в сфере госрегулирования тарифов.
7
Борьба со спамом
Совет Федерации предложил Министерству цифрового развития разработать сервис для борьбы со спам-звонками. Парламент предложил внедрить на «Госуслугах» отдельный сервис, где граждане смогут указывать номер, с которого поступил спам-звонок, его дату и время. Определять компании, которым принадлежат номера, будет Роскомнадзор, а ФАС — выявлять, нарушил ли звонивший закон «О рекламе».
Чтобы привлечь компанию к административной ответственности, потребуется доказать, что:
- во время разговора распространяли именно рекламу;
- у абонента есть договор с оператором связи и он не соглашался на получение рекламы;
- фирма владеет программой, с помощью которой делают автообзвон.
Симаченко приводит статистику нарушений, которые выявила ФАС в сфере рекламы через смс-рассылки и спам-звонки, — 31,8% от общего количества за 2022 год. Эксперт отмечает, что за такое нарушение положен штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП (от 100 000 до 500 000 руб.). Предложение Совфеда не кажется инновационным. Изменится лишь механизм обнаружения ведомством таких нарушений, считает Симаченко.