Адвокат сообщила о нарушении ее профессиональных прав при посещении СИЗО в Нальчике
В обращении в Комиссию по защите профессиональных прав адвокатов АП КБР адвокат Елена Байрамкулова сообщила о личном досмотре с пристрастием, которому она подверглась со стороны сотрудницы СИЗО без должных на то оснований
В комментарии «АГ» Елена Байрамкулова рассказала, что сотрудница СИЗО провела ее досмотр из личной неприязни и теперь утверждает, что ее нагрудный регистратор был неисправен и не записал инцидент. В Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КБР сообщили, что обращение адвоката будет рассмотрено в ближайшее время и при выявлении факта нарушений ей будет оказана помощь в защите ее профессиональных прав.
Как стало известно «АГ», 17 февраля адвокат АП Кабардино-Балкарской Республики Елена Байрамкулова уведомила Комиссию по защите профессиональных прав адвокатов палаты и республиканскую прокуратуру о нарушении ее профессиональных прав при посещении подзащитного в СИЗО.
Как следует из обращения (имеется у редакции), 3 февраля она приехала в ФКУ СИЗО № 1 по г. Нальчику для оказания правовой помощи подзащитному А. Хотя Елена Байрамкулова сообщила сотруднице следственного изолятора на КПП об отсутствии у нее каких-либо запрещенных предметов, та провела личный досмотр адвоката. Как указала адвокат, сотрудница изолятора на КПП осмотрела ее одежду, прощупала ее тело, не надев при этом перчаток. Она также потребовала показать содержимое карманов. После того как эта просьба была выполнена, сотрудница СИЗО попросила адвоката снять верхнюю одежду, вновь несколько раз провела по телу металлоискателем и вновь трогала ее руками, затем подняла платье и проверила область спины.
«Но и этим ее действия не ограничились, мне предложили пройти в отдельную комнату и показать нижнее белье. При этом обращаю внимание, что металлоискатель нигде не сработал. При личном досмотре присутствовали другие адвокаты, в том числе мужчины, требование пройти и показать нижнее белье вызвало у них усмешки и создало неэтичную ситуацию. В сложившуюся ситуацию вмешалась Фатима Евгажукова (коллега заявительницы. – Прим. ред.), которая указала сотруднице ФКУ СИЗО на превышение ею полномочий», – указано в обращении адвоката.
После посещения СИЗО Елена Байрамкулова обратилась в устной форме к дежурному прокурору КБР и попросила провести проверку на предмет наличия признаков превышения полномочий в действиях сотрудницы следственного изолятора. В обращении в АП КБР она также отметила, что действия сотрудника СИЗО унизили ее честь, достоинство и деловую репутацию. «Считаю, что необходимость личного досмотра должна быть подтверждена указанием как на правовые, так и на фактические основания его проведения, а ход и результаты – письменно фиксироваться, чтобы лицу, в отношении которого проводится досмотр, была обеспечена возможность судебной проверки законности и обоснованности соответствующих действий», – подчеркнула адвокат.
Елена Байрамкулова добавила, что сотрудница СИЗО нарушила также ст. 18 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых: если у нее имелись сведения о передаче защитником подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания, сотрудники изолятора должны были прервать свидание, но этого сделано не было. «У сотрудников уголовно-исполнительной системы должны быть достаточные основания полагать о наличии у адвоката объектов ограниченного гражданского оборота. Таких оснований не было. Считаю, что действия сотрудника ФКУ СИЗО г. Нальчика являются незаконными и оскорбившими мою честь, достоинство и деловую репутацию», – отметила она.
Аналогичные доводы адвокат изложила в письменной жалобе на имя прокурора КБР Николая Хабарова, в которой она просила принять меры прокурорского реагирования в отношении сотрудницы СИЗО и внести представление о недопустимости нарушения прав адвокатов, а также об устранении условий, способствующих таким нарушениям.
В комментарии «АГ» Елена Байрамкулова сообщила, что 17 февраля у нее состоялась встреча с прокурором, в чьи полномочия входит надзор за уголовно-исполнительными учреждениями, который своевременно изъял видеозапись инцидента с камер наблюдения, однако на ней нет звука. «Считаю, что сотрудница СИЗО провела досмотр меня из личной неприязни. Сейчас, как сообщил прокурор, она утверждает, что ее нагрудный видеорегистратор был неисправен и не записал инцидент, но, по моему мнению, она попросту уничтожила видеозапись на нем. Прокурор сообщил, что по моему обращению будет проведена проверка», – рассказала адвокат.
Член комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КБР Азамат Жигатов сообщил, что обращение адвоката получено сегодня и будет рассмотрено в ближайшее время: «При выявлении факта нарушения прав коллеги мы окажем ей помощь в защите ее профессиональных прав».