В первом чтении принят проект закона о профессиональной тайне сотрудников ФСБ

Действующие и бывшие сотрудники Федеральной службы безопасности не смогут публиковать информацию о ее деятельности без предварительной экспертной оценки ФСБ

В первом чтении принят проект закона о профессиональной тайне сотрудников ФСБ

Адвокаты сошлись во мнении, что законопроект в случае принятия никаким образом не повлияет на действующее уголовно-процессуальное законодательство (к примеру, в плане допроса в судах сотрудников ФСБ) без соответствующего изменения последнего. По мнению одного из них, принятие поправок может повлечь ряд злоупотреблений на практике, поэтому при их рассмотрении следует проанализировать их соответствие Конституции РФ. Другой заметил, что законопроект направлен на запрет распространения сведений, “бросающих тень” на деятельность ФСБ России.

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 982396-7 о внесении изменений в ст. 7 Закона об федеральной службе безопасности.

Эта статья дополняется частями 5–7, согласно которым военнослужащие, госслужащие, работники, а также лица, уволенные из органов ФСБ, будут обязаны соблюдать конфиденциальность информации о деятельности вышеуказанных органов, составляющей профессиональную тайну. К профессиональной тайне органов ФСБ будет отнесена информация, не содержащая составляющие государственную тайну сведения или данные, отнесенные к служебной информации ограниченного распространения, разглашение (распространение) которой может создать угрозу собственной безопасности органов такой Службы и/или нанести ущерб их репутации.

Отмечено, что подготовленные вышеуказанными лицами для открытого опубликования материалы, касающиеся деятельности органов ФСБ (за исключением информационных сообщений, пресс-релизов, иных сообщений и материалов для СМИ и общественности), будут проходить экспертную оценку в органах Службы, которые должны установить в них наличие (отсутствие) информации о собственной деятельности, составляющей профессиональную тайну, и представить автору соответствующее заключение.

Перечень такой информации, а также порядок проведения вышеуказанной оценки подготовленных для открытого опубликования информационных материалов, касающихся деятельности органов ФСБ, будет определяться руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Не допускается опубликование (размещение, распространение) информационных материалов, касающихся деятельности органов ФСБ, без соответствующего заключения ее органа.

Управляющий партнер АБ «ОПОРА» Приморского края, адвокат Алексей Ананьев отметил, что в случае принятия законопроект никаким образом не повлияет на действующее уголовно-процессуальное законодательство (к примеру, в плане допроса в судах бывших сотрудников Службы) без соответствующего изменения последнего. По его мнению, раскрываемое в законопроекте понятие профессиональной тайны распространяется, исходя из его текста, только лишь на ситуации, связанные с открытым опубликованием (размещением, распространением) информационных материалов, касающихся деятельности органов федеральной службы безопасности, и только.

«В случае если подобный законопроект будет принят, перечисленные в нем лица все равно будут нести равные со всеми обязанности, предусмотренные уголовным судопроизводством, например по даче показаний, предоставлению запрашиваемых судом, стороной обвинения или стороной защиты сведений», – подчеркнул адвокат.

В то же время Алексей Ананьев нашел странным, что в поправках не разъясняется о том, какая информация о деятельности органов федеральной службы безопасности, составляющая профессиональную тайну, является конфиденциальной, а какая нет. «Текст о конфиденциальности в таком виде дает разгул фантазии и повлечет массу злоупотреблений при реализации закона. В любом случае данный законопроект явно не направлен на открытость и гласность деятельности соответствующих структур и может затронуть конституционные права граждан, в том числе и перечисленных в нем (например, ст. 29 Конституции РФ, гарантирующая каждому свободу мысли и слова), и организаций. При его рассмотрении, на мой взгляд, нужно уделить особое внимание соответствию поправок положениям российской Конституции», – подчеркнул он.

Старший партнер АК «Бородин и партнеры», адвокат Михаил Чечеткин полагает, что рассматриваемый законопроект предлагает ограничить распространение сведений о деятельности ФСБ, которые, по экспертной оценке органов Службы, могут нанести ущерб их репутации. «Таким образом, фактически можно говорить о запрете распространять сведения, “бросающие тень” на деятельность ФСБ России. Относительно риска невозможности допросить сотрудников ФСБ по интересующим обстоятельствам данный законопроект не вводит новых ограничений, так как проведение допроса и сведения, не подлежащие разглашению в ходе допроса, регулируются процессуальным законодательством, Законом об ОРД и др.», – отметил он.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля