Сочинская авиакатастрофа: компенсация в 2 миллиона вместо 23
В Мещанский районный суд г. Москвы подан иск о возмещении вреда родственникам погибших
Трунов Игорь
Адвокат АП Московской области, д.ю.н., профессор
11 Января 2019
Судебная практикаГражданское право и процесс
Прошло два года после сочинской авиакатастрофы, в которой погибли люди, летевшие в канун Нового года в сирийский Хмеймим с гуманитарным грузом и концертной программой.
Россия несколько лет входит в число лидеров по количеству разбившихся самолетов и погибших в авиакатастрофах людей. При этом заметна существенная разница в суммах страхового и материального возмещения в России и других странах при одинаковых ценах на билеты, в стоимость которых входит в том числе обязательное страхование. Обычно страховые компании и владельцы самолетов экономят на выплатах родственникам погибших, в итоге семьи недополучают значительные суммы.
Правда, есть и исключения.
4 октября 2001 г. войска украинской ПВО сбили над Черным морем самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом из Тель-Авива в Новосибирск. В 2003 г. по итогам межправительственных переговоров Украина согласилась заплатить 200 тыс. долларов каждой семье погибших граждан России и Израиля.
Самолет А-310, выполнявший рейс Москва – Иркутск, потерпел крушение после посадки в аэропорту Иркутска в июле 2006 г. Самолет не смог остановиться и на большой скорости выехал с посадочной полосы, пробил бетонное заграждение аэропорта, врезался в здание и загорелся. Погибли 125 человек из 203 находившихся на борту. В суде Нью-Йорка было заключено мировое соглашение о выплатах, доходящих до 1 млн долларов США на семью погибшего.
В июне 2010 г. семья Героя России Геннадия Трошева, погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 «Аэрофлот-Норд» 14 сентября 2008 г., отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн руб., остальные семьи получили по 2 млн.
Потерпевший крушение недалеко от Сочи Ту-154Б-2 борт RA-85572 совершал рейс Москва (Чкаловский, Россия) – Латакия (Хмеймим, Сирия) с промежуточной посадкой в аэропорту Сочи для дозаправки. Первоначально дозаправка планировалась в Моздоке, но из-за погодных условий была перенесена.
Лайнер вылетел из Сочи 25 декабря в 05:25. Через две минуты самолет пропал с экранов радаров и рухнул в море с левым креном в 1,6 км от берега и в 6 км от взлетно-посадочной полосы.
Погибли все находившиеся на его борту 92 человека – 84 пассажира и 8 членов экипажа. В числе погибших: 65 участников Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, почти все артисты хора, артисты балета, 3 съемочные группы федеральных телеканалов (по трое сотрудников телекомпаний «Первый канал», «Звезда» и «НТВ»), директор Департамента культуры Минобороны и его пресс-секретарь, глава фонда «Справедливая помощь».
Все, что выплатила семьям погибших страховая компания, – по 2 025 000 руб. страховой суммы и компенсацию за утрату багажа в сумме 23 тыс. руб. И это вместо минимально положенных 250 000 единиц Специальных прав заимствования (далее – СПЗ). По мнению истцов, допущено нарушение прав вдов, сирот и престарелых родителей погибших.
При невыплате положенных компенсаций не было учтено, что Сирийская Арабская республика, ратифицировавшая Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г., далее – Монреальская конвенция), является членом Международной организации гражданской авиации – ИКАО. Национальные правила авиаперевозок должны отвечать требованиям Европейского агентства авиационной безопасности. Сирийское ведомство гражданской авиации (SCAA) издало Положение № 6257 о приведении национального законодательства в соответствие с положениями Европейской резолюции по гражданской авиации о минимальном уровне страхования пассажиров и гражданской ответственности перед третьими лицами (ECAC/25-1).
11 мая 2010 г. Соглашением между РФ и Сирией о воздушном сообщении унифицированы правила авиаперевозок обоих государств. Все без исключения организации, эксплуатирующие воздушные суда, обязаны осуществлять страхование, по условиям которого минимальная сумма ответственности перед пассажиром составляет 250 000 СПЗ, что равно 22 983 300 руб.
В страховую компанию «СОГАЗ», застраховавшую данный рейс, были поданы 2 претензии, в которых была подробно изложена правовая позиция по обязанности страховой компании произвести дополнительные выплаты, причитающиеся семьям погибших, как того требуют Варшавская 1929 г. и Монреальская конвенции.
Страховая компания полностью уклонилась от исполнения обязательств в части дополнительных положенных потерпевшим выплат, предусмотренных международными нормами права. Адвокаты поддержали родственников погибших и обратились в суд в связи с недоплаченной страховой выплатой, причинением материального и морального вреда.
Иск основывается на нормах права, регулирующих международные авиаперевозки, к каковым относился и рейс потерпевшего крушение самолета. Так, согласно ст. 1 Варшавской конвенции и ст. 1 Монреальской конвенции нормы этих транспортных конвенций применяются ко всякой осуществляемой за плату международной перевозке людей, багажа или товаров (груза) посредством воздушного судна. Нормы указанных транспортных конвенций применимы и в случае бесплатной международной перевозки, однако лишь при условии, что такая перевозка производится посредством воздушного судна предприятием воздушных перевозок, т.е. авиакомпанией. Данная перевозка регулируется нормами Варшавской конвенции в редакции Гаагского протокола в общем и нормами Монреальской конвенции в части противоречий.
4 ноября 2003 г. в Сирийской Арабской республике установлены требования для национальных и иностранных гражданских воздушных судов (далее – ВС) о страховании ответственности перед пассажирами в размере 250 000 СПЗ.
При выполнении международных полетов (перевозок) в страны Европейского Союза и другие страны, предъявляющие к страхованию рисков ответственности требования, предусмотренные Регламентом Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 21 апреля 2004 г. – REGULATION (EC) № 785/2004, сумма возмещения со стороны авиаперевозчика перед третьими лицами зависит от максимального взлетного веса воздушного судна и может достигать 700 000 000 СПЗ по воздушному судну, перед пассажиром – 250 000 СПЗ по пассажиру; за груз – 19 СПЗ за 1 кг груза; за багаж и вещи при пассажире – 1131 СПЗ. После ратификации Монреальской конвенции Сирийская республика привела национальные правила в соответствие с требованиями Европейской комиссии.
Резолюцией ЕСАС/25-1 установлены минимальные требования к страхованию жизни. Таким образом, минимальная сумма возмещения по пассажиру – 250 000 СПЗ. Моральный вред подлежит возмещению в пределах, регулируемых законодательством Российской Федерации.
Учитывая право родственников погибших в сочинской авиакатастрофе на компенсационные выплаты, в Мещанский районный суд г. Москвы предъявлен иск о возмещении вреда в интересах 72 родственников погибших на сумму 2 167 514 928 руб.
Иск подан против страховой компании «СОГАЗ», перестраховщика MS Amlin Лондон и Государственной авиакомпании «223 летный отряд» Министерства обороны РФ – владельца самолета. Отряд состоит в гражданском реестре самолетов.
В качестве третьих лиц привлекаются Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и Управление гражданской авиации Сирийской Арабской Республики.
В настоящее время иск находится в производстве судьи К.А. Подопригора. Истцы ждут назначения даты слушания дела.
Необходимо отметить, что следственные органы до сих пор не представили отчет о причинах крушения лайнера. Предварительная официальная версия причины катастрофы – вина погибшего опытного летчика, потерявшего на небольшой высоте ориентацию в пространстве, – на мой взгляд, не выдерживает критики. Как и аналогичные выводы о причинах практически всех авиакатастроф в России за последние 15 лет. О проблемах качественного расследования авиакатастроф и, как следствие, влияния следственных органов и системы расследования на безопасность в гражданской авиации нужно говорить отдельно.
Имея значительную практику защиты прав родственников жертв авиакатастроф в рамках гражданского и уголовного судопроизводства (авиакатастрофы: иркутская – 8 июля 2006 г., донецкая – 22 августа 2008 г., пермская – 14 сентября 2008 г., петрозаводская – 20 июня 2011 г., ярославская – 7 сентября 2011 г., синайская – 31 октября 2015 г.), глубоко исследовав данный вопрос с привлечением специалистов в области авиации, прихожу к мнению, что основными проблемами, связанными с участившимися случаями авиакатастроф, являются безнаказанность и безответственность и в результате – смертельная опасность для пассажиров как характерная черта отечественной авиации. Судебная практика не знает примеров обвинительных приговоров по результатам расследования авиакатастроф. Доминирующий в выводах расследований человеческий фактор вины в России подразумевает только погибших пилотов, выполнявших свои функциональные обязанности. Но ответственность за корыстную халатность также распространяется на владельцев и руководителей авиакомпаний, обслуживающий персонал, техников, сотрудников авиаремонтных служб, служб безопасности, диспетчеров и т.д. В случаях авиакатастроф авиакомпания не несет перед пострадавшими материальной ответственности, т.е. ничем не рискует. Практика фальсифицирования запчастей, экономии на ремонте, обучении персонала, несоблюдения условий труда пилотов, экономии на техническом обслуживании и т.д., и т.п. широко распространена. При этом за разбившийся самолет от мировых перестраховочных компаний авиакомпания получает многомиллионные суммы.
Как уже отмечалось, размеры компенсаций в России на порядок отличаются от сумм возмещения в странах Европы и в США. Сохраняется двойной стандарт по вопросам страхования, перестрахования и возмещения вреда жизни и здоровья авиапассажиров. При наступлении страхового случая международные перестраховочные компании платят российским страховщикам и владельцам самолетов по общемировым стандартам, а потерпевшим – российские «страховщики» по минимальным. Сверхприбыли российской гражданской авиации базируются на дешевом топливе, одних из самых дорогих в мире авиабилетах и небольших вложениях в обновление парка самолетов.
Соблюдение международных норм и увеличение материальной ответственности, соответствие международным стандартам возмещения вреда, как показывает мировая практика, стимулируют вложения в модернизацию и безопасность полетов.