Процесс рассмотрения трудовых споров гражданских служащих хотят скорректировать
Минтруд выступил с инициативой более детального регулирования процедуры разрешения индивидуальных служебных споров в соответствующих комиссиях
Один эксперт пояснила, что поправки нужны, поскольку положения ТК РФ не могут применяться в полной мере при урегулировании разногласий на госслужбе, изменению подлежат именно нормы Закона о государственной гражданской службе. Второй раскритиковал идею отказа в рассмотрении индивидуального спора при повторной неявке госслужащего вне зависимости от причины, указав, что положения ТК по аналогичному вопросу более удачны.
4 сентября Минтруд разместил для общественного обсуждения законопроект, предусматривающий реформу органов по рассмотрению индивидуальных служебных споров гражданских служащих.
Ведомство сообщило, что цель разработки акта – совершенствование регулирования рассмотрения индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе. Как указано в пояснительной записке, актуальность поправок обусловлена необходимостью учета изменений норм Трудового кодекса, вступивших в силу еще в 2006–2016 гг. Минтруд отметил, что в связи со спецификой трудовых отношений гражданских служащих субсидиарное применение положений гл. 60 ТК не может быть осуществлено в полной мере, поэтому требуется внести изменение в специальную норму – ст. 70 Закона о государственной гражданской службе.
По словам разработчиков, проект, в частности, направлен на совершенствование порядка формирования комиссии государственного органа по индивидуальным служебным спорам и ее работы с учетом особенностей организации и функционирования государственных органов. В акте развиваются положения ТК о равенстве числа представителей работников и работодателя в комиссии и о порядке их включения в нее.
Проект предусматривает направление представителей служащих в комиссию посредством их избрания не только на собрании работников, но и на конференции, в которой принимают участие представители гражданских служащих, в том числе территориальных подразделений госоргана. Дополнительно предлагается установить возможность включения в комиссию представителей одного или нескольких профсоюзных органов в качестве представителей работников, что закреплено и в Трудовом кодексе.
Разработчики отмечают важную роль профсоюзной организации, поэтому считают необходимым предоставить профсоюзу возможность инициировать проведение собрания или конференции служащих, а также установить запрет на проведение заседания комиссии без участия входящего в ее состав представителя выборного профсоюзного органа.
Законопроект предлагает дополнить ст. 70 Закона о государственной гражданской службе согласующимися с ТК нормами о порядке организации деятельности комиссии, сроках рассмотрения обращений, обжалования и исполнения ее решений. При этом, как отмечено в пояснительной записке, положение о переносе срока рассмотрения служебного спора по уважительной причине и снятии его с рассмотрения в случае повторной неявки гражданского служащего вне зависимости от причины – это специальное регулирование, которое обусловлено особыми требованиями к поведению гражданских служащих. Авторы полагают, что это не снижает уровень защищенности работника, поскольку проект закона, как и ТК, предусматривает возможность повторного обращения в комиссию.
По мнению разработчиков, планируемые нововведения создадут «надлежащие правовые условия для всестороннего рассмотрения служебных споров по существу по месту их возникновения». Предполагается, что поправки будут способствовать реализации дополнительных механизмов защищенности служащих и развитию отношений социального партнерства.
Старший юрист, руководитель корпоративной и налоговой практики АБ «Леонтьев и партнеры» Мария Волкова сообщила «АГ», что, поскольку в полной мере положения ТК РФ не могут применяться при урегулировании разногласий на госслужбе, изменению подлежат именно нормы Закона о государственной гражданской службе. «Согласно действующей редакции данного закона в состав комиссии со стороны работников включаются только представители профсоюза, что затрудняет созыв комиссии (например, при наличии нескольких профсоюзов) и не гарантирует представительство интересов всех служащих. Предлагаемые правила образования комиссии позволят служащим территориальных подразделений направить собственного представителя», – рассказала юрист.
Партнер юридической компании Law & Commerce Offer Виктория Соловьёва полагает, что нововведения о порядке формирования комиссии по индивидуальным служебным спорам можно оценить положительно, поскольку действующая редакция ст. 70 Закона о государственной гражданской службе его практически не раскрывает. «При этом не совсем понятно, зачем в специальном акте дублировать нормы ТК о работе комиссии, сроках рассмотрения, обжалования и ряд других», – указала она.
Виктория Соловьёва не поддержала идею отказа от рассмотрения индивидуального спора в случае повторной неявки госслужащего вне зависимости от причины. «Если причина неявки действительно уважительная, то непонятно, каким образом вторичная неявка влияет на служебное поведение работника. Полагаю, что положения ТК РФ по аналогичному вопросу наиболее удачны», – говорит она.