Погранслужба ФСБ и таможня будут расследовать больше уголовных дел
Госдума приняла в третьем чтении закон, которым предусматривается распространение полномочий органов в том числе на дела о контрабанде денег, алкоголя и табака
В комментарии «АГ» адвокаты отметили, что закон призвал снизить нагрузку правоохранительных органов, а как изменится расследование уголовных дел – покажет только практика.
29 сентября Госдума приняла в третьем чтении закон (законопроект № 969984-7), наделяющий таможенные органы и пограничные органы ФСБ большими полномочиями по расследованию уголовных дел.
Сейчас дознавателями пограничных органов ФСБ расследуются дела по ст. 253, 256, ч. 1 и 1.1 ст. 258.1, ч. 1 и 2 ст. 322, ч. 1 ст. 322.1, если преступления по соответствующим статьям выявленными пограничными органами ФСБ, а также ч. 1 ст. 323 УК.
Законом устанавливается, что дознание производится дознавателями пограничных органов ФСБ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 200.1 (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов), ч. 1 ст. 200.2 (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий), ст. 256, ч. 1 и 1.1 ст. 258.1 (незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ), ч. 1 ст. 322.1 (организация незаконной миграции) УК, выявленных пограничными органами ФСБ, а также о преступлениях, предусмотренных ст. 253 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне России), ч. 1 и 2 ст. 322 (незаконное пересечение Государственной границы РФ), ч. 1 ст. 323 (противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации) УК.
Дела о преступлениях по ч. 1 ст. 200.2 УК (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий), если они выявлены таможенными органами, будут ими и расследоваться.
Стоит отметить, что ранее «АГ» писала о первоначальной версии законопроекта. Тогда им предлагалось только расширить полномочия таможенных органов. Предусматривалось, что к ним добавится производство дознания по делам о незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в крупном размере (ч. 1 ст. 200.1 УК), а также дела о незаконном перемещении через границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере (ч. 1 ст. 200.2 УК).
В комментарии «АГ» руководитель практики уголовного права и процесса «Инфралекс» Артем Каракасиян указал, что к моменту принятия закона первоначальная инициатива Минфина о расширении компетенции пограничных органов ФСБ, а также ФТС по таможенным преступлениям была несколько видоизменена. Так, изначально проект закона предполагал, что к дознанию будет относиться расследование контрабанды ядов, взрывчатки, наркотиков, оружия, стратегических товаров и т.д. (ч. 1 ст. 226.1 УК РФ). «Возможно, посчитали, что данный состав все-таки слишком сложен для упрощенного порядка расследования», – предположил он.
По мнению эксперта, наделение пограничных органов правом проводить расследование по самостоятельно выявленным преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 200.1 и ч. 1 ст. 200.2 УК, продиктовано желанием «распределить нагрузку» между правоохранительными органами и уменьшить волокиту, связанную с передачей материалов между ведомствами. Он добавил, что, согласно пояснительной записке, с 2014 г. пограничная служба задокументировала свыше тысячи нарушений, материалы по которым были затем переадресованы в другие органы.
«Впрочем, только практика покажет, будут ли пограничники активно работать в этом направлении. Все-таки борьба с контрабандой – это сфера ответственности таможенников, в то время как пограничные органы больше сосредоточены на недопущении незаконного пересечения госграницы и соблюдении пограничного режима», – указал Артем Каракасиян.
Адвокат адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Ольга Туренко посчитала, что подобная законодательная инициатива продиктована стремлением оптимизировать процесс дознания по указанной категории преступлений, неразрывно связанных с перемещением через таможенную границу, ведь моментом совершения преступления при ввозе товара считается факт пересечения им границы, при вывозе – подача таможенной декларации.
«Законопроект во многом коррелирует с уже имеющейся правомочностью таможенных органов по расследованию в форме дознания преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и контрабандой наличных денежных средств и денежных инструментов. Как отмечено в пояснительной записке, таможенные органы обладают слаженной структурой, со всем необходимым набором специалистов, чьи знания необходимы для производства дознания по данной категории дел, а также обширным опытом по производству дознания по аналогичным преступлениям. В этой связи можно вполне обоснованно ожидать, что с реализацией расширенного объема полномочий у таможенных органов не возникнет проблем», – заметила она.
Ольга Туренко указала, что расширение полномочий направлено в первую очередь на снижение нагрузки следователей иных правоохранительных органов, что может положительно повлиять на качество расследования преступлений данных категорий. «Будет это так или нет – сможет показать только сложившаяся практика», – резюмировала она.